Нормы уличного освещения в городе

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.


При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Виды опор

Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала. На сегодняшний день существуют металлические опоры для наружного освещения (чугун, оцинкованная сталь, алюминий, а также из дерева, пластика, композитные. Неметаллические опоры обычно являются дополнением декора. Независимо от вида, все опоры для освещения должны обладать повышенной прочностью и быть стойкими к климатическим воздействиям.

Железобетонные опоры освещения

Основным расположением уличных фонарей является опора (столб или мачта). Для экономии в некоторых случаях это могут быть стены зданий. Там, где использовать собственную опору экономически нецелесообразно, например на улицах с электротранспортом, светильники размещают на опорах контактной сети. Где это вообще невозможно, например на многополосных магистралях или на дорогах с рядовой посадкой деревьев, используют тросы, струны, крепежные кабели.

Тросы крепят к ограждениям зданий с обязательным использованием амортизатора.

Уличные светильники могут быть трех категорий:

  1. Ландшафтные, выполняющие преимущественно функцию декоративного освещения дорожек, тропинок, беседок.
  2. Общие уличные размещают на высоких основах для охвата большей площади без использования рассеивателей.
  3. Архитектурная подсветка, выделение отдельных элементов, информационных объектов, рекламы, фонтанов.

Для общего уличного освещение используют стальные или железобетонные основы. Другие материалы используют для придания опоре декоративности. В качестве источников света могут быть использованы самые различные светильники и лампы, о которых можно прочесть здесь.


Расчет опор освещения и расположения столбов, так же как выбор системы освещения и типа источника света, является частью технико-экономического анализа и так же соответствует СНиПу.

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Главные улицы, площади, общественных и торговых центров

Улицы в жилой застройке:

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

Нормы уличного освещения в городе

  • — Поставка светотехники
  • — О Компании
  • — Новости
  • — Видеопрезентация Светового Сада
  • — Статьи
  • — Инструкция по монтажу гирлянд
  • — Архитектурная подсветка зданий. Световое оформление. Вывески.
  • — Декоративное световое оформление
  • — Уличные фонари. Садово-парковое освещение
  • — Изготовление уличных фонарей
  • — Светодизайн. Декоративное оформление
  • — Светодиодные фонтаны
  • — Архитектурная подсветка зданий
  • — Ландшафтные услуги и освещение
  • — Производство вывесок
  • — Световое оформление деревьев
  • — Комплектация новогодних елей
  • — Тонкие световые панели
  • — Проектирование-монтаж-сервис
  • — Производство уличных фонарей
  • — Производство мачтовых опор
  • — Производство декор. продукции
  • — Производство вывесок
  • Парковые фонари Стрит с отраженным светом 8
  • Парковые фонари Стрит 2-8м 20
  • Классические фонари 2-5м 16
  • Классические фонари 1-4м 26
  • Мачтовые опоры и консольные светильники 7-8м 2
  • Кованые фонари 0,6-3м 15
  • LED-светильники для домов и парков 14
  • Ландшафтные светильники 34
  • Серия Техно 15
  • Кованые изделия 9
  • Нормы освещенности по СНиП 1
  • Уличные светильники 47
  • Одноматричные и SMD прожекторы 3
  • Архитектурные светильники и прожекторы 64
  • Трековые (шинопроводные) светильники 12
  • Промышленные светильники 45
  • Светильники ЖКХ 24
  • Интерьерные светильники 32
  • Офисные светильники 76
  • Фитосветильники 1
  • Нормы освещенности по СНиП 1
  • Светодиодные гирлянды и клип-лайт 75
  • Программируемые комплекты гирлянд 6
  • Уличные перетяжки и звездное небо 12
  • Светодиодные бахромы и занавесы 29
  • Световая мебель 31
  • Световые деревья 45
  • Светодиодные фигуры и кронштейны 69
  • Гибкий неон (Neon Flex) 34
  • Белт-лайт, контроллеры и лампы 18
  • Дюралайт и контроллеры для дюралайта 19
  • Светодиодные фонтаны и фейерверки 12
  • Новогодние ели “под ключ” 0
  • Светодиодные фонтаны 0
  • Светодиодные модули 15
  • Светодиодные ленты 43
  • Блоки питания, контроллеры 24
  • Профили и экраны для светодиодных лент 32
  • Общего назначения 28
  • Направленного света 6
  • Линейные лампы 11

При проектировании освещения различных объектов используются нормы освещенности, описанные в СНиП 23-05-95 (естественное и искусственное освещение).

Нормы освещенности указаны в люксах для рабочей поверхности: если это кабинет, читальный зал или биллиардная, то это высота стола, обычно 0,8м от пола; если это лестница, вестибюль, спортивный зал, дорога или стадион – то это пол, полотно дороги, поле.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

А. Магистральные дороги, магистральные улицы общегород. значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях более 1000 ед/ч

А. Магистральные дороги, магистральные улицы общегород. значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях от 500 до 1000 ед/ч

Б. Магистральные улицы районного значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях от 500 до 1000 ед/ч

Б. Магистральные улицы районного значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях до 1000 ед/ч

В. Улицы и дороги местного значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях более 500 ед/ч

В. Улицы и дороги местного значения с интенсивность движения транспорта в обоих направлениях не более 500 ед/ч

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие части площадей А и Б и предзаводские площади

Пешеходные улицы: в пределах общественных центров

Пешеходные улицы: на других территориях

Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: А и Б

Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: В

Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий открытые пешеходные мостики

Подземные пешеходные тоннели, мостовые закрытые пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью

Лестницы подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью

Лестничные сходы и смотровые площадки мостовых закрытых пешеходных переходов с прозрачными стенами или застекленными стеновыми проемами

Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. нормы освещения улиц, дорог и площадей: А

Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. нормы освещения улиц, дорог и площадей: Б

нормы освещения улиц, дорог и площадей: Б 4
12 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. нормы освещения улиц, дорог и площадей: В

Проезды: второстепенные, в т.ч. тротуары-подъезды

Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках

Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр

Групповые и физкультурные площадки, площадки для подвижных игр зоны отдыха

Подъезды и подходы к корпусам и площадкам

Въезд на территорию

Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям, центральные аллеи парковой зоны

Боковые аллеи парковой зоны

Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.), площадки для настольных игр, открытые читальни

Главные входы: общегородские парки

Главные входы: сады административных округов

Главные входы: стадионы и выставки

Вспомогательные входы: общегородские парки

Вспомогательные входы: сады административных округов

Вспомогательные входы: стадионы и выставки

Центральные аллеи: общегородские парки

Центральные аллеи: сады административных округов

Центральные аллеи: стадионы

Центральные аллеи: выставки

Боковые аллеи: общегородские парки

Боковые аллеи: сады административных округов

Боковые аллеи: стадионы

Боковые аллеи: выставки

Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр: общегородские парки и сады административных округов

Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр: выставки

Зоны отдыха на территориях выставок

Длина тоннеля, от 61 до 100м: на расстоянии от начала въездного портала, до 25м

Длина тоннеля, от 61 до 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 50м

Длина тоннеля, от 61 до 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 75м

Длина тоннеля, от 61 до 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 100м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, до 25м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 50м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 75м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 100м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, 125м

Длина тоннеля, более 100м: на расстоянии от начала въездного портала, более 150м

Тоннель местного значения на расстоянии от начала въездного портала, до 25м

Тоннель местного значения на расстоянии от начала въездного портала, 50м

Тоннель местного значения на расстоянии от начала въездного портала, 75м

Тоннель местного значения на расстоянии от начала въездного портала, более 100м

Тоннель с проемами в одной стене на расстоянии от начала въездного портала, до 25м

Тоннель с проемами в одной стене на расстоянии от начала въездного портала, 50м

Тоннель с проемами в одной стене на расстоянии от начала въездного портала, 75м

Тоннель с проемами в одной стене на расстоянии от начала въездного портала, более 100м

Подъездные пути к топливозаправочным пунктам и автозаправочным станциям с улиц и дорог: категорий А и Б

Подъездные пути к топливозаправочным пунктам и автозаправочным станциям с улиц и дорог: категорий В

Остальная территория топливозаправочных пунктов и автозаправочных станций, имеющая проезжую часть

Открытые стоянки на улицах всех категорий для хранения подвижного состава, а также платные вне улиц и проезды между рядами гаражей боксового типа

Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.), площадки для настольных игр, открытые читальни

Наружное освещение улиц, дорог, площадей городских и сельских поселений

7.28 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11.

Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл. 11.

Читайте также:  Обновление межплиточных швов своими руками

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий – 4 лк и при покрытии низшего типа – 2 лк.

1 Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются
в соответствии с классификацией главы СНиП 2.07.01.

2 Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим
типам в соответствии с классификацией.
7.29 Средняя ркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл. 11.

7.30 Отношение минимальной яркости покрытий к среднему значению должно быть не менее 0,35 при норме средней яркости более 0,6 кд/кв.м и не менее 0,25 при норме средней яркости 0,6 кд/кв.м и ниже.

Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/кв.м и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/кв.м и ниже.

Категория объекта по освещению

Улицы, дороги и площади *

Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч

Средняя яркость покрытия, кд/кв.м

Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк

Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения

Св. 3000
Св. 1000 до 3000
От 500 ” 1000

Магистральные улицы районного значения

Св. 2000
Св. 1000 до 2000
От 500 ” 1000
Менее 500

Улицы и дороги местного значения

500 и более
Менее 500
Одиночные
автомобили

_____________
* Категория площадей принимается по табл. 18.

1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд/кв.м в черте города и 0,8 кд/кв.м вне города на подъездах к аэропортам, речным и морским портам крупнейших городов.

2 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях в черте города – не менее 0,8 кд/кв.м, или 10 лк.

7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл. 12.

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади

2 Пешеходные улицы:

в пределах общественных центров

на других территориях

3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:

4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий

5 Пешеходные мостики

6 Пешеходные тоннели:

вечером и ночью

7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью

8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11):

второстепенные, в том числе тротуары-подъезды

10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках

11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр

_____________
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.

7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.

7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл. 13.
Таблица 13

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения

1 Групповые и физкультурные площадки

2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха

3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам

Санатории, дома отдыха

4 Въезд на территорию

5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям

6 Центральные аллеи парковой зоны

7 Боковые аллеи парковой зоны

8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)*

9 Площадки для настольных игр, открытые читальни

_____________
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.

7.34 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл. 14.

Средняя горизонтальная
освещенность, лк

1 Главные входы

2 Вспомогательные входы

3 Центральные аллеи

4 Боковые аллеи

5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр

6 Зоны отдыха на территориях выставок

7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл. 15.

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1 Главная улица, площади общественных и торговых центров

2 Улицы в жилой застройке:

3 Поселковая дорога

1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов – 1 лк.

2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк.

7.36 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл. 11 или в соответствии с п. 7.28 настоящих норм.

7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:

в городах и поселках. 2
в сельских населенных пунктах . 1
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.

7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.

7.39 Среднюю горизонтальную освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк. При длине тоннеля до 60 м средняя освещенность дорожного покрытия должна быть 50 лк во всех режимах.

7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине – принимается по нормам освещения тоннелей согласно п. 7.39.

7.41 На территориях заправки и хранения автомобилей среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по табл. 17.

Длина тоннеля, м

Наличие уклона спуска к порталу

Ориентация въездного портала

Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м

Примечание – В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1 Зона топливораздаточных колонок

2 Зона технологических колодцев

3 Остальная территория, имеющая проезжую часть

4 Подъездные пути с улиц и дорог:

категорий А и Б

на улицах всех категорий

вне улиц платные

2 Проезды между рядами гаражей боксового типа

_____________
* Нормируется минимальная освещенность на крышке колодца.

7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк – не более 3:1, от 4 до 6 лк – не более 5:1, менее 4 лк – не более 10:1.

7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:

а) на 0,2-0,4 кд/кв.м – для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк – для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;

в) до 10 лк – для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.

7.44 В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк, или средней яркости 0,4 кд/кв.м и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50 % номинального без отключения светильников.

Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:

на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;

на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/кв.м, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 10.

Светильники наружного освещения, установленные на стенах зданий, не должны засвечивать окна жилых зданий.

7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением – преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.

7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.

7.48 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.

Читайте также:  Резьба по дереву фотографии, рисунки, эскизы, инструменты, техники

7.49 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Высота их расположения должна быть не менее 4 м.

7.50 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15°:

с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;

категорий А и Б

С чего начать расчет наружного освещения улицы?

Комфорт и безопасность – понятия хоть и относительные, но имеют определенные показатели. Не стоит гадать, какой уровень освещенности потребуется для улицы. Достаточно обратиться к нормативным документам.

Согласно ГОСТ Р 55706-2013 объекты улично-дорожной сети делятся на классы, каждый из которых требует определенную яркость искусственного света. Показатель измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м.кв). Кандел является единицей силы света.

· Класс А (1,2-2,0 кд/м.кв) включает дороги с интенсивным движением транспорта (магистрали, федеральные трассы).

· Класс Б (1-1,2) объединяет пути городского и районного предназначения.

· Класс В (0,4-0,8) состоит из дорог в жилой застройке в центре города и за его пределами, а также промышленных зонах.

· Класс П (0,1-0,3) включает пешеходные улицы, аллеи, тротуары, площади перед зданиями общественного пользования.

Найти в данном ГОСТе можно и информацию относительно средней освещенности объектов, измеряемой в Люксах (лк).

Значения для наиболее востребованных объектов:

· Площадь перед входом в развлекательное здание – 20,

· Пешеходные улицы и детские площадки – 10,

· Вход в парк или на стадион – 6,

· Центральные и второстепенные аллеи парков – 2.

Еще один документ, который поможет рассчитать уличное освещение – это СНиП 23-05-95. Здесь указаны значения горизонтальной освещенности (лк) многих объектов городской инфраструктуры:

· Мостики для пешеходов – 10,

· Спортивные площадки – 10,

· Подходы к различным площадкам – 4,

· Площадь торгового центра – 4.

СНиП 23-05-95 также полезен для расчета наружной освещенности фасадов и витрин с учетом требований к яркости фасада и степенью отражения в зависимости от материала отделки.

Значения для наиболее востребованных объектов:

Управление уличным освещением

Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.

  • Согласно норм ПУЭ управление городским освещением может осуществляться автоматически. Но при этом, в любом случае, должна быть обеспечена возможность принудительного ручного управления освещением. Это необходимо для выполнения ремонтных работ, при неисправности автоматических систем управления и в случае экстренных ситуаций.

  • Схема освещения города должна быть двухуровневой, если у нас имеются такие объекты, как подземные переходы, тоннели и другие, относящиеся ко второй степени по уровню надежности электроснабжения. Второй уровень означает, что прекращение электроснабжения таких объектов недопустимо. Все остальное освещение города относится к третьему уровню надежности.
  • Двухуровневая система управления обозначает, что часть светильников работает днем, а часть и днем, и ночью. Возможен вариант трех- и более уровневой системы управления. Тут главным фактором является цена, которая для многоуровневых систем несколько выше.

  • Многоуровневая система управления освещением допускается и для систем освещения города. Но при этом согласно п. 6.5.25 ПУЭ не допускается одновременное отключение двух смежных светильников. То есть глубокой ночью, для снижения потребления допускается отключить до 50% освещения города.

  • Управление наружным освещение придомовых территорий, а также зон перед общественными зданиями осуществляется из этих зданий. Для этого они должны иметь специальный щит наружного освещения. Не подключать к нему, можно только светильник над входом в здание. Он может быть подключен к внутридомовым сетям.


Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.
Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещенность придомовой территории

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта.
К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Уличное освещение и экономия

Многие муниципальные власти нередко решают сократить расходование бюджетных средств за счет отключения уличного освещения. В итоге получается псевдоэкономия – затраты на освещение не так высоки, и, как правило, не сильно обременяют специальные фонды муниципального образования. С другой стороны, более частые отключения приводят к преждевременному выходу из строя ламп, и, кроме того, косвенные убытки от этого могут быть значительны – ущерб от преступных посягательств на граждан и собственность. В данном случае, лучше снижать затраты заменяя устаревшие уличные светильники на новые, а также использовать эффективные источники света, обладающие улучшенными характеристиками. Конечно на современные системы уличного освещения цена выше, чем на морально-устаревшие, что нередко побуждает местные власти затягивать решение вопросов, связанных с их модернизацией. Но грамотный управленец, сразу же, увидит экономическую выгоду от внедрения новых систем. И не будет этому препятствовать.

В темноте, при грамотном решении вопроса с уличными светильниками, город преобразуется до неузнаваемости. Любые объекты и сооружения, вполне обыденно выглядящие днем, приобретают неповторимый, удивительный вид при их вечернем или ночном освещении, особенно это заметно в случае с парками и скверами. Садово-парковое освещение, требует не только грамотного подхода и четкого соответствия требованиям нормативов, но и красоты самих источников света, которые должны быть гармонично вписаны в общий ландшафтный дизайн. В данном случае используются не только мачты городского освещения, но и различные световые приборы, монтирующиеся на деревьях, и других объектах, и, что не редкость, непосредственно в дорожное покрытие (подсветка нижнего уровня).

Глава 6.3. Наружное освещение

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

Читайте также:  Отопление гаража от печи и водяного котла

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.

6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.

6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.

6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.

Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения

Эти параметры, хоть и косвенно, могут оказать влияние на расстояние между столбами. Любое изменение положения столба будет влиять на конус света, создаваемого фонарем. Если нет возможности соблюсти такие требования размещения опор, тогда пролеты между ними нужно будет уменьшить в пропорциональном соотношении.
В черте города высота осветительных опор должна составлять 20 м. Но этот параметр должен быть экономически и технически обоснованным, а также удобным в обслуживании.

При этом каждый случай установки опор для наружного типа освещения в городе, в деревне или даче будет регулироваться различными пунктами и иметь разные пункты реализации, в том числе и расстояние, существующее между столбами.
По регламентирующей документации расчет протяженности пролета (расстояние между двумя соседними столбами) должен опираться на следующие параметры:

При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:

Как строятся расчеты расстояний между опорами?

Расстояние между соседними объектами в строительстве именуется пролетами. Значения этих параметров регламентируется государственными стандартами и специальной строительной документацией (ГОСТ, СНиП). При расчете пролетов учитываются следующие факторы:

  • высота расположения светильника на опоре;
  • модификация осветительной опоры;
  • тип и мощность световых источников;
  • характер иллюминации;
  • особенности городской или сельской местности;
  • рельеф грунта.

Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.

Категория объекта по освещениюУлицы, дороги и площадиНаибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/чСредняя яркость покрытия, кд/м 2Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
АМагистральные дороги, магистральные улицы общегородского значенияСв. 3000
Св. 1000 до 3000
От 500 до 1000
1,6
1,2
0,8
20
20
15
БМагистральные улицы районного значенияСв. 2000
Св. 1000 до 2000
От 500 до 1000
Менее 500
1,0
0,8
0,6
0,4
15
15
10
10
ВУлицы и дороги местного значения500 и более
Менее 500
Одиночные автомобили
0,4
0,3
0,2
6
4
4

Особые требования установлены строительными регламентами в отношении монтажа осветительных конструкций. Нормативы касаются места расположения осветительных опор относительно сторонних объектов: зданий, сооружений, площадок, автодорог.

Предписанные стандарты определяют:

  • на скоростных дорогах расстояние между точкой монтажа и бордюром составляет один метр;
  • мало загруженные квартальные дороги освещаются опорами, расположенными в полуметре от бордюров;
  • 30 см – минимальное расстояние от осветительных конструкций до дорог с запрещенным движением большегрузов и тяжеловесных фур;
  • 1,75 м – расстояние между опорой и краем дороги, не оформленной бордюром.
  • на скоростных дорогах расстояние между точкой монтажа и бордюром составляет один метр;
  • мало загруженные квартальные дороги освещаются опорами, расположенными в полуметре от бордюров;
  • 30 см – минимальное расстояние от осветительных конструкций до дорог с запрещенным движением большегрузов и тяжеловесных фур;
  • 1,75 м – расстояние между опорой и краем дороги, не оформленной бордюром.

Расход порошковой краски на 1м2 на металл

При помощи данного вида краски можно получить такую отделку, которой не возможно будет добиться при использовании обычных жидких лакокрасочных составов. Пленки, которые создаются такими красками, способны выдержать любые нагрузки.

Узнать какой расход порошкового красителя на 1м2 можно посчитать, таким образом, если вы возьмете в расчет толщину наносимого слоя и вес красящего средства. Чем легче оно будет, тем меньше его нужно будет.

Толщина наносимого слоя должна быть не меньше 100 мкм. Практикой доказано, что для уменьшения нормы расхода данного вида краски необходимо использовать распылитель. То же самое необходимо учесть, выясняя расход ВД краски на 1м2. При использовании данного инструмента на м2 уйдет примерно 120-140 грамм красящего средства.

Рассмотрим все основные моменты, которые могут отразиться на объеме красящего состава, израсходованного для выполнения работ.

Вид окрашиваемого металла

Различные металлические поверхности впитывают красящие материалы по-разному. Черный металл требует нанесения большего количества краски.

Для оцинковки, цветных металлов показатель будет меньше. Следует учитывать и степень подготовки металлического основания к покраске. Поверхность, очищенная от старого покрытия, ржавчины и предварительно прогрунтованная потребует гораздо меньшего количества ЛКМ.


При этом следует избегать попадания прямых солнечных лучей и ветра, которые негативно скажутся на результате. Повышенная влажность или ветер могут увеличить издержки в несколько раз. Окрашивание в помещении при соблюдении нормативных показателей позволит приблизить уровень затрачиваемого материала к показателю, указанному производителем.

Расход эмали для металла

Эмаль по праву является одним из самых универсальных видов покрытия . Ее используют как для внутренних, так и для внешних отделочных работ на любых металлических поверхностях.

Основные преимущества эмали следующие:

  • высокая степень устойчивости к внешним неблагоприятным природным факторам;
  • устойчивость к механическому воздействию;
  • простота использования и высокая скорость засыхания;
  • неприхотливость к условиям нанесения.

Нормы расхода эмали по металлу зависят от следующих параметров:

  • степени подготовки поверхности;
  • количества необходимых слоев;
  • вязкости;
  • внешних условий.

Предварительная грунтовка металлической поверхности значительно уменьшить расход эмали.

Производители советуют наносить эмаль в два слоя для достижения насыщенного равномерного цвета. Второй слой можно наносить через 4 часа после первого.

При этом расход зависит также и от цвета эмали. Минимально потребуется краски черного цвета (80 г на 1 м2), а максимально – белой (130 г на 1м2). Расход остальных цветов будет находиться в указанных пределах. Например, зеленой понадобится примерно 110 г на метр. Данные показатели приведены с учетом применения обычных кистей или валика для покраски.

Вязкость определяется густотой эмали. Специалисты советуют немного разбавлять эмаль специальными растворителями, чтобы уменьшить ее расход.

Оптимальными условиями для нанесения эмали является температура в пределах 10-25 градусов по Цельсию и влажность не более 80%.


Производители советуют наносить эмаль в два слоя для достижения насыщенного равномерного цвета. Второй слой можно наносить через 4 часа после первого.

Добавить комментарий