Двухколесная ручная тележка своими руками

Как сделать садовую тачку или тележку для перевозки грузов своими руками: фото, чертежи и размеры

Всем известная тачка – древнее приспособление, которое помогает нам до сих пор. Ее конструкция менялась с течением времени, и теперь в любом строймаркете можно приобрести стандартный вариант по приемлемой цене. Тем не менее, обстоятельства заставляют людей делать своими руками что-то свое, исходя из насущных потребностей и возможностей. Предлагаю к изучению чертежи и размеры, фото и описания интересных идей самодельной садовой и строительной тележки.

Какие делают тележки для перевозки грузов: фото

Тележка и тачка — это практически одно и то же приспособление для перевозки грузов вручную. При этом тачкой принято называть инструмент с одним колесом, хотя бывают и с двумя. Своими руками делают садовые тачки и с тремя, и с четырьмя колесами. Это один из параметров инструмента, перечислим другие:

  • материал конструкции;
  • нагрузочная способность;
  • специализация по перевозимому грузу (для лодки, для мотора, для сварки, для собаки и т. п.);
  • конструктивные особенности (в виде платформы, подкатная, тележка апилифт, самоходная, самосвал, для велосипеда и т. д).

Давайте оценим фото самодельных приспособлений. Постараемся что-то подобрать в качестве основы для Вашей конструкции.

Наиболее доступный вариант – изготовить тачку из досок, так как при этом не требуется сварка. Достаточно простая конструкция, надежности которой достаточно для постройки дачного домика. В данном случае колесо находится впереди, так что ровно половина груза придется на руки и поясницу человека. У любой садовой тачки с одним колесом есть еще один недостаток, который может быть определяющим – низкая устойчивость.

Однако есть и преимущества:

  • высокая маневренность;
  • возможность движения по узким тропинкам;
  • возможность выгрузки на бок;
  • невысокая стоимость, так как колесо – самый дорогой узел.

Эта тачка изготовлена своими руками специально для перевозки дров. Конструкция проста, и ее нетрудно повторить. Велосипедное колесо большого диаметра замечательно подходит к условиям леса. Однако половина груза вновь достается человеку.

Тележка для перевозки плитки и кирпича хорошо продумана: центр тяжести приходится на ось колес, груз не требуется высоко поднимать. Подрамник для груза подвешен на вращающихся элементах и опускается на грунт при необходимости. Два колеса и регулируемый упор обеспечивают хорошую устойчивость и при передвижении, и при погрузке.

Тележка апилифт хорошо подходит для перевозки пчелиных ульев. Специальный механизм со шкивами и тросом помогает забрать груз с земли и переместить вверх, обеспечивая расположение его центра тяжести над осью колес.

Удобно использовать бочку в качестве корыта для садовой тачки. Остается приобрести пару колес, немного труб и поработать сваркой.

Использование колес от старого мотоцикла или велосипеда – разумное решение. Неоспоримые преимущества:

  • их не нужно покупать;
  • большой диаметр обеспечивает высокую проходимость на любой поверхности;
  • нагрузочная способность оптимальна в бытовых условиях.

Эта конструкция предназначена для перевозки сена. Две вилки от велосипедов, пара колес и спинка от кровати – вполне реальные комплектующие в условиях села.

Как видите, велосипедные колеса пригодны даже для перевозки кирпича. Тележка для велосипеда из досок не долговечна и подойдет для временного применения.

На тачке для инструмента можно перевозить хоть ружья, хоть лопаты. Конструкция тележки при этом примерно одинаковая.

С помощью тачки можно доставить воду к удаленному огороду, дереву, домашней утвари. Перед нами фабричные варианты конструкций, однако специальный мешок для воды подойдет и для самодельной тачки.

Помните, как Том Сойер убедил Гекльберри Финна покрасить забор? Последуйте примеру и сделайте тачку с мотором своему сыну. В благодарность он перевезет для Вас содержимое всего карьера по соседству.

Хотите что-нибудь покруче? Не вопрос! Старая бочка и автомобильное колесо – вполне доступные атрибуты. Как видите, дизайн тележки имеет значение.

Проекты, чертежи и размеры самодельных конструкций

Прежде, чем браться за работу, нужно подготовить проект, то есть чертеж или эскиз изделия. Самодельщики редко повторяют существующие конструкцию целиком и обязательно придумывают что-то свое. В таком случае полезен набор чертежей различных тележек, опираясь на которые можно подготовить собственный.

  • с одним колесом легче маневрировать, но устойчивость придется обеспечивать мышцами рук;
  • расположенное впереди колесо упрощает конструкцию, но половина массы груза достанется рукам и пояснице;
  • расположенное под днищем колесо уменьшает нагрузку на человека, но груз находится высоко, и тележка теряет устойчивость;
  • два колеса гарантируют устойчивость, но они стоят дороже, и тележку труднее провести в узких местах;
  • колесо большого диаметра лучше катится по неровной основе, однако груз находится выше, и устойчивость снижается;
  • тележка из надежного профиля прослужит долго, но будет излишне тяжелой;
  • тележка специальной конструкции для конкретного груза и определенной дороги всегда удобнее универсального варианта.

По данному чертежу можно сварить стандартную строительную тачку для сыпучих материалов с одним колесом. Для этой конструкции хорошо подойдет корыто, изготовленное из оцинкованного металла.

На этом фото представлен двухколесный вариант с высокой платформой. На ней удобно перевозить крупные предметы, например, ящики.

Перед Вами еще один вариант высокой тележки, теперь уже на велосипедных колесах. Ее можно использовать как вручную, так и прицепить к велосипеду.

Эта платформа также предназначена для крупногабаритного груза. Она имеет одно колесо и может передвигаться только вручную.

Вариант на небольших колесах предполагает ровное и плотное основание для передвижения. На такой грузовой тележке удобно перевозить большие и тяжелые вещи, например, улья или холодильник, так как их не требуется поднимать высоко.

Конструкцию с деревянным колесом следует рассматривать как декоративную поделку для сада. Декорацию из дерева или фанеры следует хорошенько обработать, окрасить и разместить в ней цветы.

Как сделать садовую или строительную тачку своими руками

Рассмотрим более подробно несколько вариантов самодельной тачки. Подробные фото и комментарии помогут понять устройство основных узлов.

Для изготовления самодельной тележки подойдут самые разные подручные материалы. В данном случае используется трехколесный велосипед и фабричное корыто. Для него сварен подрамник из трубы с патрубком, который вставляется вместо руля и фиксируется штифтом. Вместо сидения закреплен подшипник.

К подрамнику саморезами прикручен лист металла, в результате чего при повороте рукоятки поворачивается и переднее колесо. Теперь на раму можно установить электродвигатель и соединить его велосипедной цепью со звездочкой заднего колеса. Монтируем на вилку аккумулятор — и самоходная тележка поехала!

Простейшую самоделку из досок или фанеры можно изготовить по приведенному образцу. Для крепления колеса необходимо установить накладки из металла.

В данной конструкции и колесо изготовлено из древесины, а для его усиления предусмотрено металлическое кольцо. Тачка вполне рабочая, но лучше такую сделать в декоративных целях.

Эта одноколесная тележка разработана специально для дачи и сада. Исходя из размеров ящиков, основа конструкции состоит из двух труб 25х1300 мм и двух отрезков 25х530 мм. Вилка для колеса изготовлена из того же материала, длина трубок определяется радиусом колеса. Высота опор также диктуется размером колеса. Для стыковки трубок в углах надо срезать их под углом 45 градусов.

Для организации площадки приварены полосы шириной 20 мм. Опоры имеют круглые «башмаки» диаметром 100 мм. Крепление стоек усилено подкосами из уголка 20х20 мм. Для платформы над колесом делается рамка из того же уголка в соответствии с размерами ящика. К рамке варится еще четыре уголка в качестве бортика для фиксации ящика. (Вероятно, достаточно и одной рамки.)

Теперь ящик надежно зафиксирован. Для монтажа платформы к ней добавлена вертикальная стенка. Платформа монтируется на раму с помощью сварки. Два подкоса из уголка надежно ее фиксируют.

К платформе добавлена спинка для удержания ящика при подъеме тележки. Колесо устанавливается на оси. Между ним и рамой предусмотрены шайбы для организации зазора. На ось накручивается по две гайки с каждой стороны, внешние – закрытые.

Теперь следует хорошенько зачистить места сварки и покрасить металлическую конструкцию. В качестве ручек подойдут стандартные велосипедные. Возможно, Вы захотите посмотреть видео сборки тележки.

Двухколесная тележка для велосипеда также имеет право на жизнь. Однако подобная деревянная конструкция прослужит недолго и подойдет лишь для временного использования при перемещении небольших грузов. Для увеличения срока службы самоделки крепление колес необходимо усилить раскосами под тележкой.

В надежности этой конструкции не возникает сомнений, однако и весит она немало. Фото наглядно демонстрируют конструкцию и размеры изделия.

4-х колесная тачка выдержит немалую нагрузку. Поворотная ось обеспечивает необходимую маневренность. При этом маленькие колеса уместны только для плотного и ровного основания. Несущая рама изготовлена из профильной трубы 40х40 мм, подрамник корыта и поворотная ось — из профиля 20х40 мм, укосины — из трубы 20х20 мм. Для фиксации поворотной оси предусмотрен штифт с пружиной. Он закреплен с помощью шплинта.

Корыто изготовлено из оцинковки, а его каркас — из уголка сечением 25х25 мм. Солидная четырехколесная конструкция напоминает грузовик КАМАЗ, да только без кабины…

Эта практичная конструкция изготовлена из профильной трубы сечением 20х20 мм и оцинковки. Для ее изготовления используется минимальное количество простых деталей.

Размеры рамы представлены на чертежах. Четыре листа оцинковки удобно крепить к профильной трубе каркаса с помощью саморезов со сверлом.

«Стоит ли игра свеч»

Действительно, а стоит ли делать тачку своими руками, в принципе? В большинстве случаев ответ отрицательный, и мы видим, что их покупают в магазине. Конечно, приобретать все необходимое и тратить массу времени, чтобы повторить фабричный вариант смысла не имеет, так как заводское изделие будет дешевле. Однако существует ряд обстоятельств, при которых люди берутся за работу:

  • требуется нестандартная конструкция для особенных грузов или условий доставки;
  • в наличии имеются подходящие детали и материалы;
  • есть желание и время построить тележку самому.

Может быть, Вам будет удобнее приобрести готовую тачку и доработать по своему усмотрению. В любом случае желаю удачи в исполнении задуманного. Когда же самоделка отслужит свой срок, ее можно вновь покрасить, наполнить цветами и водрузить на «вечную стоянку».

9 самодельных строительных тачек, которые круче покупных

Строительная тачка – незаменимая вещь в хозяйстве. На ней возят песок, землю, щебень, удобрения. В тачке можно замесить кладочный раствор. Без тачки не обойтись при бетонировании. Итак, если вам нужна тачка для строительства дома, то её надо купить. Не спешите! Иногда, выгоднее сделать тачку своими руками. Предлагаем вам 9 лучших вариантов самоделок, которые изготовили пользователи.

  • Самодельная садовая тачка с колесом от вертолёта
  • Строительная тачка из металлолома
  • Чертежи самодельной строительной тачки
  • Как сделать самодельное колесо для строительной тачки
  • Прицеп-строительная тачка для велосипеда
  • Четырёхколёсная тележка-самосвал
  • Строительная тачка с электромотором
  • Выгодно ли мастерить самодельную строительную тачку

Садовая тачка своими руками, фото

Многих интересует вопрос — зачем самодельщики изготавливают строительные тачки, если они продаются на любом строительном рынке и в строительных гипермаркетах? Людьми движет две причины:

  1. Хлипкость садовых и строительных тачек заводского изготовления.
  2. Непродуманность конструкции, что приводит к повышенной нагрузке на руки и спину.

Мы купили тачку в магазине. Она не выдержала даже копки колодца. Возили на ней землю. Металл рамы деформировался. Колесо отвалилось. Надо покупать новую. На мой взгляд: самоделки прочнее, и служат дольше.

Лет десять назад я купил толково сделанную строительную тачку. У неё колеса находятся примерно посередине кузова. Большинство тачек, что продают сейчас, имеют непродуманную конструкцию. У них колесо находится ближе к передней части корыта. При подъёме гружёной тачки, половина веса приходится на пользователя. А если кузов спереди имеет скос под углом, то и больше.

Поэтому многие предпочитают засучить рукава и сделать садовую тачку «на века».

У меня была покупная тачка. Она не пережила серьёзную стройку. Решил изготовить самодельную. Чертежи сделали на военном заводе. Конструкция сбалансирована. Низкий центр тяжести, а основной вес груза идёт на колесо. Поэтому при работе устаёшь гораздо меньше. Металл использовал бэушный. Колесо взял от вертолёта. На изготовление строительной тачки ушло всего 400 рублей. Вожу на ней по 50-60 кг. Ничего не ломается. Возить её – одно удовольствие.

Строительная тачка из металлолома

Наличие халявного металла – один из критериев рентабельности изготовления самодельной строительной тачки. В ход идёт всё, что попалось под руку. Посмотрите фотоподборку самоделок пользователей.

Я смастерил тачку из готового ковша, частей от стульев и уголков. Колесо купил за 600 рублей. Варил сам.

А вот моя тачка. Все материалы подобраны на свалке. От себя диски, электроды, время и желание.

Та же тачка после замены колёс на новые.

Эта же самоделка спустя 6 лет. Кузов без изменений, а колеса снова заменили на новые.

Я не нашел приличную строительную тачку среди заводских моделей. Засучил рукава и сделал. Тачка работает и не ломается, как и все самоделки.

Чертежи самодельной строительной тачки

Тем, кто заинтересовался самоделками, пригодятся чертежи двухколёсной тачки, которую сделал VicktorVR.

Для её изготовления вам потребуются:

  • Профильная труба сечением 25х25х2 мм, длиной 6 м.
  • Профильная труба сечением 15х15х1.5 мм, длиной 6 м.
  • Лист оцинкованного металла.
  • Две резьбовые шпильки М10 или М12.
  • Гайки М10 или М12 и шайбы.
  • Саморезы по металлу.
  • Два колеса.

Чертежи садовой тачки.

Колеса для строительной тачки мне обошлись в 1100 руб. Тачка весит не больше 20 кг. Грузоподъёмность – 100 кг. Выдержит и все 200 кг, но колёса слабоваты, нужно искать более надёжный вариант. Осталось сделать подножки.

Деревянные колёса для садовой тачки

Практика показывает, что колёса, традиционно, — самое слабое звено любой строительной тачки. Они не выдерживают большой нагрузки. Шины прокалываются, трескаются, сползают с обода колеса и т.д. Радикальное решение проблемы предлагает участник портала с ником MrGinaki. Он изготовил для тачки «неубиваемые» колёса из дерева.

Как сделать самодельные колёса для тачки, наглядно показано в фотоинструкции.

Готовое колесо диаметром 35 см.

На тачке я возил 6 мешков цемента по 50 кг каждый. Еще использую её, как бадью для замеса цемента.

Строительная тачка из дерева, как прицеп для велосипеда

Тачки для строительства делают из металла. При их изготовлении не обойтись без сварочного инвертора, болгарки и дрели. А что делать, если сварочника нет? Изготовить тележку для перевозки грузов из дерева.

Я сделал тележку из дерева. Поставил её на два велосипедных колеса. Это — вторая тачка. Первая конструкция была не очень удачной, так как колёса стояли слишком близко друг к другу.

Эволюция деревянной тележки. Пользователь приделал к тачке длинную ручку. Колеса поставил шире.

А это — третий вариант AndrejOrdynec — тележка для велосипеда.

Тележку я сделал из старого велосипеда. Затея полностью себя оправдала. На этой тележке я привёз кирпич за 1,5 км от участка. На тачку помещается 24 кирпича. Ещё возил цемент — 2 мешка по 50 кг и булыжник из карьера, общим весом более 100 кг.

Тележка из дерева пригодилась для перевозки строительных материалов, оставшихся после сноса гаража.

А это новая версия тележки из дерева, после учёта недостатков предыдущих моделей. Грузоподъёмность до 200 кг.

Четырёхколёсная тележка-самосвал своими руками

В продаже есть самосвальные четырёхколёсные тележки. У таких приспособ есть неоспоримые преимущества. Большая грузоподъёмность. Мобильность. Лёгкость использования кузова самосвального типа. Не удивительного, что многие хотели бы приобрести такую тележку. Вот только цена на них кусается. Выход — изготовить аналог самостоятельно.

Площадь моего участка 30 соток. Я много чего возил на одноколёсной тележке. Песок. Щебень. Грунт. Неудобно и тяжело. Тележка балансирует на одной точке опоры. Думал купить двухколёсную, но от нагрузки на руки и спину два колеса не спасают. На глаза попалась четырёхколесная тележка с самосвальным кузовом, сделанным из пластика. Цена на неё стартует от 6000 рублей. Подумал. Сварка у меня есть. Варочный стол и свободное время тоже. Решил изготовить аналог своими руками. Всё удалось.

Сравните тележку ИгорьВВО с заводской моделью.

Особенности самодельной четырёхколёсной тележки:

  • Объём кузова – 180 литров.
  • Максимальная грузоподъёмность – более 500 кг.
  • Рама сварена из профильной трубы.
  • Кузов – оцинкованная сталь толщиной 1 мм.
  • Ширина по колёсам – 70 см.
  • Длина кузова по верхней части – 110 см.
  • Ширина кузова – 65 см.
  • Передние колёса разворачиваются на 90 градусов.

Главная «фишка» тележки — опрокидывающийся кузов.

Для опрокидывания сделал ручку размером под две руки. При опрокидывании задние колеса подкатываются к передним. Это значительно облегчает процесс. Фактически, груз можно опрокинуть одной рукой. Ещё сделана специальная защелка, смотрите на фото, от самопроизвольного опрокидывания кузова при перевозке груза. Особо нагруженные узлы тележки усилены уголками из металла. «Пятаки» оси вращения сделал из больших шайб, там их три, и всё густо смазано смазкой. Тележка разворачивается на одном месте.

Узлы самодельной тележки крупным планом.

Читайте также:  Водопровод из медных труб своими руками

Испытания четырёхколесной строительной тележки.

Строительная тачка с электромотором

Обзавестись самоходной электрической тележкой мечтают многие. Но стоит посмотреть на ценник, как всё желание покупать «самоходку» отпадает. Как быть? Мастерить самодельную тележку на основе агрегатов от электросамокатов и электровелосипедов? Тоже не бюджетный вариант. Выход предлагает PwrWW. Пользователь смастерил механизированную тачку с электромотором, практически бесплатно.

Я уже второй год эксплуатирую электротачку. Перевожу на ней небольшие грузы по двору и огороду. Мощности электродвигателя хватает, чтобы уверенно тянуть груженую тачку по ровной поверхности и с моей небольшой помощью в горку. На тачке стоит аккумулятор на 7 вольт. Тележка едет со скоростью неторопливого шага. Привод — электроусилитель руля от автомобиля. Коммутирующее реле на 50 ампер. Включаю мотор тактовой кнопкой, закреплённой на рукоятке тачки. Из расходов — покупка аккумулятора. Моторчик был в наличии. Тачку собрал за полдня.

  • Маленький диаметр колеса.
  • Бескамерное колесо под нагрузкой прокручивается на диске. Пришлось придумывать уплотнение.
  • Под большой нагрузкой колесо сломалось. Пришлось его приваривать и усиливать.
  • Из-за особенностей редуктора электроусилителя, нет осевого равновесия конструкции. Требуется сноровка при работе.

Электрическое мотор-колесо крупным планом.

Выводы

Мы рассказали о разных вариантах садовых и строительных тачек. От самых простых, до самых сложных конструкций. Многих волнует вопрос, а выгодно ли делать строительную тележку своими руками? Всё зависит от ваших способностей, наличия инструментов и «ненужных» запчастей. Если придётся покупать металл, краску, колеса, крепёжные элементы, инструменты, то, скорее всего, — выгоднее приобрести тачку в магазине. Если:

  • Вам нужна нестандартная строительная тачка, заточенная под ваши нужды.
  • Вам нужна тележка повышенной грузоподъёмности.
  • В закромах есть халявный металл и детали.
  • Есть свободное время, то…

Изготовление самоделки оправданно. В иных случаях, рациональнее купить качественную строительную тачку, или, довести до ума, с минимальными вложениями, «сырой» заводской вариант.

По теме советуем Чертежи тачки для дачи из металла.

Вам пригодятся статьи:

  • Самодельные станки и приспособления, где собран опыт доработки садовой тачки, есть станина для болгарки, распиловочный стол для циркулярки и циклон из пылесоса.
  • Варианты бюджетных и простых подъёмников и кранов для подъёма песка, шлака, кирпичей, газо- и пенобетонных блоков.
  • 5 лучших самодельных инструментов для строительства: ручной земляной бур, стружкоуловитель, чехол для шуроповёрта, катушка для садового шланга и сверлильный станок по металлу.

В видео набор необходимого инструмента для строительства каркасного дома.

Изготовление картофелекопалки для мотоблока своими руками

Картофель на приусадебном участке нужно чем-то убирать. Большинство дачников имеют в гараже мотоблок. В крайнем случае он есть у соседей. Вместо копания земли лопатой, собрать урожай можно при помощи картофелекопалки для мотоблока. Так получается в несколько раз быстрее. Поскольку отдельное устройство приобретать дорого, есть смысл построить его своими рукам из подручных средств.

Общая информация о механизме

Картофелекопалка представляет собой специальное прицепное устройство для мотоблока или мини-трактора, которое позволяет отделить клубни от грунта и произвести их отвал на поверхность. После остаётся лишь собрать клубни в подходящую тару. Картофельный бизнес будет успешно развиваться с таким устройством благодаря механизации.

Механизм заводского изготовления стоит крайне дорого. На рынке есть дешёвые китайские изделия, но их качество отличается в худшую сторону. Имеет смысл заняться изготовлением приспособления самостоятельно. Для этого следует отличать типы картофелекопалок, выделяющиеся в зависимости от принципа работы приспособлений.

Типы устройства:

  • стрельчатый;
  • грохотный или вибрационный;
  • транспортёрный.

Стрельчатая картофелекопалка отличается простой конструкцией и легко подходит для любого мини-трактора. Движимые части в устройстве отсутствуют, что упрощает изготовление. Копалка подрезает грунт ножом. Далее земля попадает на стальные прутья, откуда ссыпается виз. Плоды картофеля задерживаются прутьями и падают поверх грунта в чистом виде.

Подобное устройство эффективно только на мягкой и сухой почве. Влажный грунт будет подрезаться комками, что не позволит отделить от него картофель. Для этого потребуются дополнительные усилия. Простота конструкции не должна подкупать фермеров северных регионов — устройство попросту не будет работать. Однако самодельная картофелекопалка для мини-трактора стрельчатого типа делается быстро, даже без чертежей — это весомое преимущество.

Механизм вибрационного типа (его ещё называют грохотным) состоит из лемеха, ствола и привода. Это производительное устройство, но сложное в изготовлении. Движущиеся детали добавляют проблем при сборке. Принцип действия:

  1. Лемех подрывает землю вместе с плодами.
  2. Материал попадает на стол из прутьев, где земля разрыхляется и просыпается вниз сквозь сито.
  3. С противоположной стороны поверх земли ссыпаются клубни.

Вибрационный стол усложняет конструкцию, но позволяет работать на твёрдом и влажном грунте. Благодаря вибрации комки земли разбиваются, а плоды становятся относительно чистыми.

Установка с транспортёром позволяет работать на любом типе мотоблока или мини-трактора. Конструкция похожа на грохотную копалку, но сразу за лемехом стоит транспортёр. Его назначение — поддержать клубни на платформе для их лучшей очистки от налипшей земли. Устройство практичнее вибрационной копалки и подходит для любых типов земли. На мягкой сыпучей почве применять копалку с транспортёром нецелесообразно.

Выбор конструкции необходимо делать в зависимости от типа почвы, на которой предстоит работать. Правило простое: чем легче почва, тем проще нужен картофелекопатель. Можно изготовить и транспортёр, но он не пригодится на сухом песке. Это будут лишние затраты. Однако, если необходимо изготовить картофелекопалку к мини-трактору своими руками, чертежи и размеры следует подбирать так, чтобы механизм гармонично подходил к тяговому устройству.

Самостоятельное изготовление стрельчатой копалки

Самодельная картофелекопалка для мотоблока стрельчатого типа является простым видом навесного оборудования. В чём-то она похожа на культиватор. Чтобы её сконструировать, не нужно много материала и сложных инструментов. Операции по сборке просты и при минимальных навыках выполнимы любым хозяйственным дачником.

Необходимые материалы:

  • швеллер из стали;
  • соха — её можно вырезать из старой лопаты или пилы от циркулярки, но лучше взять качественную сталь толщиной не менее 5 мм;
  • уголки из металла на 40 и 63 см;
  • прутья из стали в количестве 8 штук — можно снять с отслуживших вил или сломанного садового инструмента, заменить арматурой.

Устройство в итоге должно получиться небольшого размера. Нужно сделать так, чтобы его было легко цеплять к мотоблоку «Нева». Подвижные части в стрельчатой копалке отсутствуют, поэтому ломаться нечему. Главное, чтобы сама конструкция выдержала и не треснула.

Порядок изготовления:

  1. Швеллер используется в качестве основания. На него монтируют прицепное устройство.
  2. На основание устанавливают соху.
  3. К сохе приваривают прутья, которые отделяют клубни от песка.

Недостатки устройства:

  • Небольшая ширина полосы — около 25 см, из-за этого примерно на 15−20% увеличиваются потери урожая.
  • Велик риск нанесения повреждений клубням от ножа.

Трава во время работы не должна забивать прутья. В ином случае устройство перестанет выполнять свою функцию и станет мять картофель. Невзирая на недостатки, его можно использовать на небольшом подворье в южных регионах. Чем шире будет изготовлена соха, тем лучше.

Вибрационный вариант своими руками

Копалка грохотного (или вибрационного) типа имеет движущиеся части, что существенно усложняет конструкцию, поэтому механизм требует точного изготовления. Однако устройство такого типа неплохо показывает себя на твёрдом и влажном грунте, хорошо его подрезая. Нужно знать, как сделать картофелекопалку своими руками без применения посторонней помощи, чтобы сэкономить.

Порядок изготовления:

  1. Формируют раму. Распиливают трубу на 4 части. Желательно использовать заготовки с квадратным сечением — такие легче стыковать. Нужно два отрезка длиной 120 см, и два — длиной 80 см. Сечение трубы — 4 на 4 см. Части соединяют сваркой в прямоугольник.
  2. Устанавливают перемычки, которые будут служить основанием тяг управления. С одной стороны монтируют элементы на четверть длины основания рамы, а с другой — две заготовки для крепления колёс. Для этого понадобятся две трубки диаметром 3 см и длиной 15 см.
  3. Устанавливают стойки по вертикали. Со стороны, где находятся перемычки, на расстоянии 5 мм от края рамы закрепляют 2 листа длиной 50 см. На расстоянии 20 см от них устанавливают стойки длиной 4 см. Затем отступают ещё 40 см и ставят стойки длиной 30 см.
  4. Рало выполняют из металлического листа. Он должен быть размером 40 на 40 см и толщиной не менее 3 мм. Заготовку жёстко крепят к стойкам снизу. Вторую заготовку размером 70 на 70 см и толщиной 4 мм сваривают встык с первой, потом кувалдой выгибают форму в виде конуса.
  5. Решётку делают из металлических прутьев диаметром 1 см. Внизу они крепятся к ралу, а второй конец выходит за периметр рамы. Понадобится от 10 до 15 прутьев. Для дополнительной жёсткости следует приварить два прута поперёк конструкции.
  6. Колёса устанавливают в заранее подготовленное место.

Работы по изготовлению несложные. Из того что требует специальных навыков, нужно только уметь работать со сваркой. Чертежи и размеры грохотной самодельной копалки могут отличаться в зависимости от модели мини-трактора МТЗ или мотоблока. Для последнего следует делать такое устройство, которое не будет мешать управлению. Не стоит забывать о весе — управление громоздким механизмом будет сильно утомлять.

Транспортёр для лучшей очистки

Копалка вибрационная упрощает подрезку слоя почвы с картофелем. Однако очистка клубней от остатков земли не всегда проходит успешно, поскольку срезанный пласт передвигается по прутьям под напором. Дополнительного воздействия нет, а прутья часто забиваются, что создаёт неудобства в процессе копки — приходится делать остановки для очистки.

Транспортёр — это движущаяся часть в картофелекопалке, куда поступает грунт с клубнями. Этот механизм позволяет сепарировать срезанный слой. В результате клубни получаются чистыми, практически без налипшего грунта. Транспортёр можно направить в приёмный бункер, что избавит от ручного труда на поле.

В целом конструкция аналогична вибрационной копалке, только вместо прутьев стоит транспортёр. Его выполняют из металлических прутьев или трубок, которые расположены параллельно друг другу. Они устанавливаются в подвижный обод или цепь. Можно изготовить транспортёр из стальной сетки или резиновой ткани.

Механизм приводится в действие от вала сельхозтехники через редуктор. Далее крутящий момент передаётся через цепь или зубчатую передачу. Перед изготовлением подобного устройства лучше изучить заводские схемы. Народными умельцами представлено множество конструкций, и каждый стремится предложить что-то оригинальное, что усовершенствует механизм.

Шаги по созданию транспортёрной копалки:

  1. Изготовление рамы. Для этого используют стальной профиль с прямоугольным сечением.
  2. Нож-лемех делают из листовой стали.
  3. К каркасу крепят валики для ленты транспортёра.
  4. Собирают ленту транспортёра и устанавливают.
  5. Устанавливают кронштейны для редуктора и цепной или зубчатой передачи, после чего крепят сами устройства.
  6. Ставят колёса.

Основная задача — выполнить сборку транспортёра с высокой точностью. Устройство имеет движущиеся делали и будет работать в условиях экстремальной запылённости. От надёжности узла зависит скорость уборки урожая.

Самодельная копалка для мини-трактора при установке приёмного бункера позволит механизировать весь процесс сборки урожая. Главное, что для создания подобного устройства не нужно тратить много денег. Необходимый материал найдётся дома или на свалке. В крайнем случае можно воспользоваться старыми механизмами.

Originally posted 2018-07-04 07:46:29.

Делаем самодельную картофелекопалку для мотоблока своими руками

Все у кого есть картофельное поле рано или поздно приходят к выводу, что копать картошку лопатой не очень благородное и веселое занятие, и вот вы ищите где бы купить картофелекопалку как вдруг на защиту традиционных ценностей виде ручной копки приходят бабушки и дедушки с аргументами, что копалка не всю картошку выкапывает, стоит дорого, деды копали и нам велели. И тут вам на ум приходит идея, а не сделать ли самодельную картофелекопалку своими руками, дескать и деньги тратить не надо и родня будет вами гордиться. Но прежде чем приступить к постройке самодельной картофелекопалки для мотоблока давайте узнаем какими вообще они бывают.

Типы картофелекопалок

  • Грохотный или вибрационный механизм – он состоит в основном из лемеха и вибрационного сита. Принцип действия такого вида картофелекопалки, функционирующей с помощью мотоблока, простой. Почва вместе с картофелем подрывается лемехом. Затем недвижимая транспортерная решетка оставляет на своей поверхности клубни, а грунт стряхивает, как через сито, обратно. Такая модель эффективная в работе, но довольно сложная в изготовлении.

  • Транспортерная установка для копки картошки – она может свободно работать, например, на базе такого мотоблока, как «Нева». По конструкции транспортерная копалка состоит из лемеха и движущего транспортера, имеющего специальное зацепное устройство для поддержания клубней на платформе и очищения от грунта. Транспортерная конструкция для копания картофеля обладает большей практичностью, чем вибрационный вид картофелекопалки. Но на почве с легкой степенью плотности применять данный вид устройства нецелесообразно.

  • Стрельчатый вид – по устройству это самый простой механизм, который с легкостью можно приспособить на любую модель мини трактора, например, такого как «Нева». Он не содержит движимых узлов. Как показано на видео, грунт с клубнями подрезается ножом. Далее срез попадает на поверхность специальных прутьев, где земля ссыпается обратно, а плоды в чистом виде ложатся поверх почвы. Данная копалка эффективная на грунте с невысокой степенью плотности, где не практично применять другие разновидности приспособлений. Перед тем как начать конструировать такое приспособление, в первую очередь, требуется точно определиться с плотностью почвы, на которой оно будет применяться. Стоит помнить, что там где идеально может применяться транспортерная конструкция со стрельчатым видом будет трудно работать.

[box type=»warning» align=»aligncenter» width=»»]Перед тем, как приступить к творческой конструктивной работе по созданию картофелекопалки нужно помнить, она приспособлена работать на почвах, имеющие средний и малый критерий плотности. Для изготовления агрегатов, приспособленных работать на тяжелых почвах, необходимо иметь глубокие познания физики и механики.[/box]

Изготовление картофелекопалки для мотоблока грохотного типа

Образцом для изготовления картофелекопалки послужит картофелекопалка ККМ-1 так как агрегатируется с мотоблоками типа «НЕВА», «Салют», «Каскад», «Фаворит», «МТЗ» и мотоблоками аналогичной конструкции.

Материал для изготовления картофелекопалки на мотоблок
Металлический профиль2,5 мм.
Листовая сталь3-5 мм.
Арматура не рифленная10 мм.
Колеса пневматические либо полиуретановые (2 шт.)330
90
РеменьА-1180
Шкив1
Болты, гайки, шайбы

Перед началом работы требуется подготовить следующий инструмент:

  • угловая шлифовальная машинка;
  • сварочный аппарат;
  • гравер или дрель.

[box type=»info» align=»aligncenter» width=»»]Копалка грохотного (или вибрационного) типа имеет движущиеся части, что существенно усложняет конструкцию, поэтому механизм требует точного изготовления. [/box]

Порядок изготовления самодельной картофелекопалки грохотного типа

  1. этап – изготовление рамы. Для этого, распиливается на четыре части металлический профиль со стороной квадрата 2,5 см. Два куска должны быть – 1200 мм, а два – 800 мм. Размер профиля – 40*40 мм. Подготовленные части соединяются при помощи сварки в прямоугольник
  2. этап – Крепление перемычек. Из видео видно, что они необходимы для установки вертикальных тяг управления. Крепится данный элемент, примерно, на четверть длинны основания рамы. С другого конца крепятся два элемента для установки колес. Подобный элемент должен быть из двух трубок диаметром 30 мм и длинной 150 мм.
  3. этап – установление стоек вертикального типа. С той стороны, где вмонтированы перемычки, на расстоянии 5 мм от края рамы крепятся вертикально два квадрата размером 30*30 мм и длинной 500 мм. После этого на расстоянии 200 мм устанавливаются стойки длинной 40 мм. Потом требуется отступить еще 400 мм и закрепить стойки длинной 300 мм. Соединяем стойки между собой полосой 0,4 мм.
  4. этап – Изготовления рала. Сначала на металлическом листе 400*400 мм, имеющего толщину 0,3 мм, и внизу стоек готовятся два отверстия для крепления. Заготовка жестко крепится к стойкам. Такая же заготовка крепится с другой стороны. Другой квадрат листового металла 700*700 мм и толщиной 0,4 мм приваривается встык с первым элементом, а затем при помощи кувалды изгибается в нужную конусную конфигурацию.

[box type=»download» align=»aligncenter» width=»»]Схема картофелекопалки[/box]

Изготовление картофелекопалки для мотоблока веерного типа

Преимуществом веерной картофелекопалки перед другими является ее надежность и простота в изготовлении. Этот агрегат может использоваться не один год. В нем нет вращающихся частей, которые при больших нагрузках приходят в негодность. Подкапывание картофеля осуществляется быстро и качественно.

[box type=»info» align=»aligncenter» width=»»]Главное назначение картофелекопалки – это отделение клубней картошки от почвы и выкладывание их на грунтовую площадь. Такой агрегат прост в управлении и имеет несложную конструкцию. Поэтому сконструировать его своими руками обычно не составляет особенного труда. Самое главное, что данный навесной механизм подходит к любой модели мотоблока, будь это всем известная «Нева» или другая модификация.[/box]

Читайте также:  Диагностика стиральной машины своими руками: неисправности и коды ошибок, бесплатная диагностика
Материал для изготовления картофелекопалки на мотоблок
Болты10-12 мм.
Листовая сталь3-4 мм.
Арматура не рифленная8-10 мм.
Стальной профиль

Перед началом работы требуется подготовить следующий инструмент:

  • угловая шлифовальная машинка;
  • сварочный аппарат;
  • гравер или дрель.

Порядок работы по изготовлению веерной картофелекопалки

  1. этап — В средней части лемеха сверлят два отверстия для крепления к стойке. Длина лемеха 22 см., ширина около 30 см.,
  2. этап — К расширенной части ножа (слева и справа от выпуклой части) приваривают куски стальных прутов на растоянии 5-6 см., с расширением в верх на 10-12 см. (так, чтобы они расходились вверх и в стороны «веером»). Длина прутов — 47-50 см. Иногда прутья гнут в виде маршевой ступеньки.
  3. этап — К лемеху болтами крепят стойку-держатель. Высота стойки зависит от конструкции мотоблока. Стойку-держатель можно приварить непосредственно к плугу, не используя болты.
  4. этап — К верхней части стойки приваривают кронштейн с заранее просверленными отверстиями (для соединения картофелекопалки с мотоблоком).
  5. этап — Для прочности конструкции нижнюю часть лемеха, направленную к земле, усиливают приваренной полоской металла.

Этапы изготовления картофелекопалки для мотоблока транспортного типа

Принцип изготовления транспортной копалки схож по типу с грохотной, рало у них выполняются такие же, как и у грохотных, а очистка картофеля происходит во время движения его по транспортерной ленте. Понятно, чем она длиннее, тем лучше очистится картофель, но длинные транспортерные ленты можно ставить только на картофелекопалки, используемые с тракторами. На мотоблоках они будут мешать идущему за ним человеку.

Самодельная транспортерная картофелекопалка с приводом транспортной ленты от редуктора

Привод транспортерной ленты может быть разным. Если он взят от колес самой копалки, то они должны быть с хорошими грунтозацепами, чтобы не стопорились на влажной или очень рыхлой земле.

Интересны в данной конструкции и задние направляющие, более компактно укладывающие картофель за лентой.

В данном транспортерном картофелекопателе, собранном своими руками, привод ленты осуществляется от вала отбора мощности самодельного же мотоблока и передается мотоциклетной цепью.

При изготовлении картофелекопалки такого типа главной проблемой будет подбор скорости вращения приводной шестерни транспортера и согласования ее с оборотами вала отбора мощности. В данной модели вал отбора мощности вращается со скоростью 500 – 800 об/мин, а редуктор взят от моторной лодки с передаточным отношением примерно 1:2. Остальное подобрано величиной звездочек на примерную скорость ходьбы при копке 2-3 км/час.

Колесный привод траспортерной ленты

И все же, связь скорости движения транспортерной ленты с оборотами колеса нам кажется более целесообразной.

Материал для изготовления картофелекопалки на мотоблок
Металлический профиль2,5 мм.
Листовая сталь3-5 мм.
Стальные прутья для транспортета10 мм.
Колеса металлические с грунтозацепом 2 шт.
Болты, гайки, шайбы

Чтобы сконструировать такой агрегат, требуется произвести точные расчеты и по ним создать чертежи. Без выполнения данного правила процесс изготовления картофелекопалки своими руками будет трудным. Многие читатели скажут, что можно такую картофелекопалку приобрести в торговой точке по реализации сельскохозяйственных механизмов и приспособлений и зачем делать ее своими руками. Такое утверждение правильное, но не совсем. Любой опытный огородник скажет – копалка, сконструированная в домашней мастерской будет более практичной, так как она будет конструироваться под уже известную характеристику грунта, а также будет делаться под силу конкретного человека. Еще сюда стоит добавить цену. Устройство, исполненное своими руками, будет стоить намного дешевле, чем купить его в магазине.

Заключение

Для людей, проживающих в сельской местности, уборка осенью урожая картофеля остается трудоемким занятием. Конечно, сегодня, уже мало кто выполняет подобную работу ручным способом, с помощью лопаты. Многие покупают для этого различные механические устройства, а некоторые, так называемые «Кулибины», собственными руками изготавливают различные приспособления для избавления себя и своих близких от тяжелого труда. Особенным спросом среди сельских тружеников пользуется картофелекопалка, функционирующая с помощью мотоблока любой модификации, будь это всем полюбившаяся модель «Нева», или аппарат от другого производителя. Здесь главное иметь четкое представление, что собой представляет самодельная копалка для картофеля, и уметь создать чертежи по нужным расчетам.

Делаем самодельную картофелекопалку для мотоблока своими руками

Содержание:

1. Конструктивные особенности и виды

2. Чертежи самодельных и заводских картофелекопалок

3. Этапы изготовления картофелекопалки грохотного вида

Для людей, проживающих в сельской местности, уборка осенью урожая картофеля остается трудоемким занятием. Конечно, сегодня, уже мало кто выполняет подобную работу ручным способом, с помощью лопаты. Многие покупают для этого различные механические устройства, а некоторые, так называемые «Кулибины», собственными руками изготавливают различные приспособления для избавления себя и своих близких от тяжелого труда. Особенным спросом среди сельских тружеников пользуется картофелекопалка, функционирующая с помощью мотоблока любой модификации, будь это всем полюбившаяся модель «Нева», или аппарат от другого производителя. Здесь главное иметь четкое представление, что собой представляет самодельная копалка для картофеля, и уметь создать чертежи по нужным расчетам.

Конструктивные особенности и виды

Стоит сразу напомнить, что данное механическое устройство, как видно по фото, для выполнения работы, цепляется к мотоблоку. Такая копалка, сделанная своими руками, как показано на видео, способна обрабатывать земельный надел не только возле дома, но и в полевых условиях.

Главное назначение картофелекопалки – это отделение клубней картошки от почвы и выкладывание их на грунтовую площадь. Такой агрегат прост в управлении и имеет несложную конструкцию. Поэтому сконструировать его своими руками обычно не составляет особенного труда. Самое главное, что данный навесной механизм подходит к любой модели мотоблока, будь это всем известная «Нева» или другая модификация.

Многие читатели скажут, что можно такую картофелекопалку приобрести в торговой точке по реализации сельскохозяйственных механизмов и приспособлений и зачем делать ее своими руками. Такое утверждение правильное, но не совсем. Любой опытный огородник скажет – копалка, сконструированная в домашней мастерской будет более практичной, так как она будет конструироваться под уже известную характеристику грунта, а также будет делаться под силу конкретного человека. Еще сюда стоит добавить цену. Устройство, исполненное своими руками, будет стоить намного дешевле, чем купить его в магазине.

Перед тем, как приступить к творческой конструктивной работе по созданию картофелекопалки нужно помнить, она приспособлена работать на почвах, имеющие средний и малый критерий плотности. Для изготовления агрегатов, приспособленных работать на тяжелых почвах, необходимо иметь глубокие познания физики и механики.

Копалка для картофеля, приспособленная к мотоблоку, как отображено на фото, бывает таковых видов:

Грохотный или вибрационный механизм – он состоит в основном из лемеха и вибрационного сита. Принцип действия такого вида картофелекопалки, функционирующей с помощью мотоблока, простой. Почва вместе с картофелем подрывается лемехом. Затем недвижимая транспортерная решетка оставляет на своей поверхности клубни, а грунт стряхивает, как через сито, обратно. Такая модель эффективная в работе, но довольно сложная в изготовлении.

Транспортерная установка для копки картошки – она может свободно работать, например, на базе такого мотоблока, как «Нева». По конструкции транспортерная копалка состоит из лемеха и движущего транспортера, имеющего специальное зацепное устройство для поддержания клубней на платформе и очищения от грунта. Транспортерная конструкция для копания картофеля обладает большей практичностью, чем вибрационный вид картофелекопалки. Но на почве с легкой степенью плотности применять данный вид устройства нецелесообразно.

Стрельчатый вид – по устройству это самый простой механизм, который с легкостью можно приспособить на любую модель мини трактора, например, такого как «Нева». Он не содержит движимых узлов. Как показано на видео, грунт с клубнями подрезается ножом. Далее срез попадает на поверхность специальных прутьев, где земля ссыпается обратно, а плоды в чистом виде ложатся поверх почвы. Данная копалка эффективная на грунте с невысокой степенью плотности, где не практично применять другие разновидности приспособлений.

Перед тем как начать конструировать такое приспособление, в первую очередь, требуется точно определиться с плотностью почвы, на которой оно будет применяться. Стоит помнить, что там где идеально может применяться транспортерная конструкция со стрельчатым видом будет трудно работать.

Чертежи самодельных и заводских картофелекопалок

Для небольшого хозяйства, чтобы удобно было собирать урожай картофеля, нужно сделать устройство небольшого размера. Оно должно быть удобным в ходе эксплуатации и легко навешиваться на мотоблок.

Конструкция картофелекопалки: 1-сварная рама, 2 — нож, 3 — транспортер, 4 — шкив, 5 — шатун, 6 — шкив углового редуктора. 7 — ремень, 8 — стойка, 9 — адаптер, 10 — опорное колесо, 11 — пружинное натяжное устройство.

Для того чтобы сделать рассматриваемое приспособление, необходимо иметь:

Сошник, вылитый из высококачественного сплава металла, толщиной не меньше 5 мм. Для его изготовления можно использовать пилу из циркуляционного станка.

Металлические уголки размерами 40 и 63 мм.

Стальные прутья. Их требуется, чтобы сделать приспособление, как показано на фото, минимум 8 штук.

Для изготовления приспособления для рытья картофеля вибрационного типа требуется, в первую очередь, сделать раму. Она должна легко стыковаться, например, с мини трактором «Нева» или с другой модификацией.

В целом, как показано на видео, такое устройство состоит из следующих узлов:

Регулировочные тяги вертикального исполнения.

Чтобы сконструировать такой агрегат, требуется произвести точные расчеты и по ним создать чертежи. Без выполнения данного правила процесс изготовления своими руками будет трудным.

Этапы изготовления картофелекопалки грохотного вида

Как видно из видео перед началом работы требуется подготовить следующий инструмент:

угловая шлифовальная машинка;

гравер или дрель.

Еще, чтобы сделать приспособление, требуется приготовить болты и гайки.

этап – изготовление рамы. Для этого, как показано на фото, распиливается на четыре части труба квадратной формы. Два куска должны быть – 1200 мм, а два – 800 мм. Размер трубы – 40*40 мм. Подготовленные части соединяются при помощи сварки в прямоугольник.

этап – Крепление перемычек. Из видео видно, что они необходимы для установки вертикальных тяг управления. Крепится данный элемент, примерно, на четверть длинны основания рамы. С другого конца крепятся два элемента для установки колес. Подобный элемент должен быть из двух трубок диаметром 30 мм и длинной 150 мм.

этап – установление стоек вертикального типа. С той стороны, где вмонтированы перемычки, на расстоянии 5 мм от края рамы крепятся вертикально два квадрата размером 30*30 мм и длинной 500 мм. После этого на расстоянии 200 мм устанавливаются стойки длинной 40 мм. Потом требуется отступить еще 400 мм и закрепить стойки длинной 300 мм. Соединяем стойки между собой полосой 0,4 мм.

этап – Изготовления рала. Сначала на металлическом листе 400*400 мм, имеющего толщину 0,3 мм, и внизу стоек готовятся два отверстия для крепления. Заготовка жестко крепится к стойкам. Такая же заготовка крепится с другой стороны. Другой квадрат листового металла 700*700 мм и толщиной 0,4 мм приваривается встык с первым элементом, а затем при помощи кувалды изгибается в нужную конусную конфигурацию.

этап – конструирование решетки. Для этого прут диаметром 10 мм крепиться снизу к готовому ралу, а другой конец выходит за периметр рамы в сторону тягового механизма, которым может быть модель «Нева».

Далее своими руками можно установить регулировочные тяги и колеса. Они крепятся через специально подготовленные крепления

Самодельная картофелекопалка для мотоблока – изготавливаем по чертежам

Многим людям, работающим в поле, известно не понаслышке о нелегком и титаническом труде выращивания и сбора собственного урожая картофеля. Для этих целей наши предки использовали лопату. Разумеется, в наши дни уже практически никто не выполняет эту работу ручным способом. Для облегчения уборки урожая картофеля человечеством было создано специальное изобретение – картофелекопалка для мотоблока.

  1. Конструктивные свойства и разновидности устройств для уборки картофеля
  2. Инструкция по конструированию пассивной картофелекопалки для мотоблока
  3. Руководство по изготовлению устройства с грохотным отделителем урожая

Конструктивные свойства и разновидности устройств для уборки картофеля

Многие люди приобретают для этих целей различного рода механические изобретения, а некоторым умельцам, так называемым кулибиным, только в радость изготовить собственноручно картофелекопалку, чтобы избавить себя и близких людей от нелегкой работы. Особенную популярность среди сельских работяг получил картофелевыкапыватель, функционирующий на базе мотоблока любой вариации, будь то понравившаяся всем модель “Нева”, либо механическое устройство от другого производителя. В этом деле главное – наличие четкого понимания конструктивных особенностей самодельной копалки для картошки и умение создать чертежи.

Необходимое уточнение: данное механическое приспособление цепляется к мотоблоку для выполнения работы. Такой агрегат, выполненный своими руками, способен обрабатывать земельный участок как около дома, так и в поле. Первостепенным предназначением картофелекопалки является отделение картофельных клубней от почвы и укладка их на грунте. Подобным аппаратом легко управлять, также он имеет достаточно простую конструкцию. Поэтому создать его своими силами, как правило, не слишком сложно. Главное, что данное навесное механическое устройство подойдет к мотоблоку любой модели.

Многие возразят, зачем тратить время и силы, если такое чудо техники можно купить без проблем в любой торговой точке по продаже сельскохозяйственных механизмов и устройств. Такая точка зрения имеет право на существование, и многие так и поступают.

Однако любому опытному огороднику известны основные преимущества копалки, созданной в домашних условиях:

  1. Такой механизм на порядок практичнее, поскольку он конструируется под определенную характеристику грунта той или иной местности, а также из расчета силы конкретного человека – будущего счастливого обладателя.
  2. Стоимость самодельного устройства на порядок ниже, чем у готового изделия, продающегося в специализированных магазинах.

Перед началом творческих конструктивных процессов по конструированию картофелекопалки следует запомнить: она приспособлена функционировать на почвах со средним и незначительным показателем плотности. Чтобы смастерить агрегат, рассчитанный на работу в тяжелых почвах, не обойтись без глубоких познаний в области механики и, конечно, физики.

Существуют следующие разновидности копалок для картофеля:

  1. Механизм грохотного или вибрационного типа – в его конструкцию входит преимущественно лемех и вибрационное сито. Функционирует такой вид картофелекопалки на базе мотоблока достаточно примитивно. Почву вместе с клубнеплодом подрывает лемех. Далее к работе подключается неподвижная транспортерная решетка, оставляя клубни на своей поверхности, и будто через сито просеивая грунт. Такую модель по праву считают одной из наиболее эффективных в работе, однако довольно непростой в плане изготовления.
  2. Транспортерный вид – он способен с легкостью работать, к примеру, на основе такого мотоблока, как “Нева”. В устройство транспортерной копалки входит лемех и движущий транспортер, обладающий особым зацепным приспособлением, чтобы поддерживать клубни на платформе и очищать от грунта. Транспортерный агрегат для копания картофеля более практичен по сравнению с вибрационным видом картофелекопалки. Однако применение данного вида устройства на почве с легким критерием плотности нецелесообразно.
  3. Стрельчатый агрегат – по конструкции это простейший механизм, который можно легко пристроить ко всякой модели мини-трактора, скажем, к той же “Неве”. В нем не содержатся движимые узлы, грунт с клубнями подрезается ножом. Затем срез падает на специальные прутья, где происходит ссыпание земли обратно, а чистые плоды укладываются на поверхности почвы. Данный вид копалки эффективнее использовать на грунте с низкой степенью плотности, где применение других разновидностей приспособлений неэффективно.

Перед началом конструирования, прежде всего, необходимо точно знать плотность почвы, на которой планируется эксплуатация. Имейте в виду, что там, где безукоризненно может функционировать транспортерный механизм, будет сложно работать с конструкцией стрельчатого вида. В небольшом хозяйстве удобнее всего будет собирать картофельный урожай устройством сравнительно небольшого размера. Такая картофелекопалка должна быть комфортной в ходе применения и навешиваться легко на мотоблок.

Инструкция по конструированию пассивной картофелекопалки для мотоблока

Самостоятельно изготовить картофелекопалку намного проще по сравнению с массой других самодельных устройств. Чтобы сделать пассивную конструкцию, вам следует запастись:

  • листовым железом для лемеха толщиной 3-5 мм. Предпочтение следует отдавать прочной стали, чтобы лопата оставалась острой как можно дольше;
  • стальным кругом или арматурой, диаметр которой составляет 8-10 мм для решетки с отсеивающей функцией;
  • швеллером или стальной полосой толщиной 10 мм для прицепной конструкции;
  • уголком 30 мм, чтобы усилить установку;
  • аппаратом для ручной дуговой сварки;
  • дрелью, а также элементами для крепежа.

Наиболее эффективная форма лемеха – форма классического культиватора под названием “ласточкин хвост”. Если вам нужно по прямой линии погнуть целый металлический лист, его нужно предварительно разогреть с помощью, например, газовой горелки. Специалисты рекомендует рабочую кромку для твердости обработать ковкой. Закалите изделие после придания ему окончательной формы. После того, как приварите прутья на тыльную сторону, эта часть металла может “отпуститься”. Не стоит волноваться по этому поводу, рабочая поверхность все равно останется достаточно прочной и твердой.

Читайте также:  Всё о ландшафтном дизайне загородного дома: современные стили, готовые проекты

Вторым способом конструирования и наиболее предпочтительным является использование старых дисков от циркулярки – превосходной износостойкой стали. Вырежьте два сектора с помощью болгарки и сварите их под углом электросваркой. Конечно же, последующая закалка рекомендуется. Такой лемех порадует вас долгим сроком эксплуатации и остротой.

В качестве стойки можно использовать старую сельскохозяйственную технику, к примеру, можете воспользоваться держателем от классического плуга. Большинство, как правило, так и делает. В случае отсутствия такой детали сгодится стальная полоса. А вот использование швеллеров, и тем паче уголков, для этой цели невозможно из-за слишком большого сопротивления в процессе разрезания почвы.

Изготовить подвес из швеллера можно, однако стоит в обязательном порядке предусмотреть возможность регулировать глубину погружения и угол атаки.

За такой самодельной картофелекопалкой не требуется обязательное наблюдение в ходе копки и сбора урожая. Если к вашему мотокультиватору прикреплено сидение – вам нужно лишь спокойно передвигаться вдоль рядов со зрелым картофелем, а сзади за вами будет виднеться свежевыкопанный белый урожай.

Руководство по изготовлению устройства с грохотным отделителем урожая

Эту конструкцию намного сложнее изготовить, однако ее производительность превосходит предыдущую модель в несколько раз. Если площадь засаженного картофелем огорода две и более сотки – есть резон потратить силы и время на то, чтобы создать эффективное приспособление. При уборке урожая оно полностью окупит себя.

Для изготовления нам не обойтись без:

  • рамы, которой будет служит профтруба;
  • стального листа для ковша, толщиной 3-4 мм;
  • круга или стальной арматуры;
  • 30-32 миллиметрового швеллера для вертикальных тяг;
  • передней ступицей от какого угодно заднеприводного легкового автомобиля (“Жигулей”, например);
  • редуктора от заднего моста ВАЗовской классики;
  • карданного вала (при подключении к валу отбора мощности);
  • шлицевого соединения от вышедшей из строя коробки передач;
  • колеса от старой сельскохозяйственной техники (можно вполне приобрести готовое);
  • аппарата для сварки, болгарки и дрели;
  • крепежных элементов.

У копалки для мотоблока рассматриваемой конструкции имеется самостоятельная опора на грунт посредством одного или нескольких колес. У несущей рамы есть две точки опоры. Тяговым устройством выступает подвес для мотоблока. Опорными колесами регулируется высота устройства над полем. Вал отбора мощности мотоблока приводит в движение редуктор, либо тот совмещен с колесами копалки картофеля. Тяга, которая соединена одним концом с кривошипно-шатунным приспособлением, производит колебательные движения.

При помощи шлицевого соединения запускается лемех (вращается вперед-назад подобно ковшу экскаватора) и грохот (как хвост собаки, движется в стороны). Впоследствии весь выкопанный урожай отделяется от грунта и накапливается в решетчатом накопителе. В случае если вы сделаете накопитель с положительным углом наклона, тогда вы сможете время от времени останавливаться и выгружать картофель, очищенный от грунта, прямо в мешки. При настройке отрицательного угла будет происходить равномерная выгрузка клубней поверх почвы, чтобы те затем просушились и были собраны в тару.

Внимание! В случае необходимости уборки картофеля в сыром грунте (к примеру, сразу после дождя) угол эксплуатации и глубина опускания лемеха должны быть изменены. Для этой цели следует предусмотреть наличие регулировочной винтовой тяги.

В том случае, если такое приспособление представляет для вас сложность в плане реализации – вы можете приняться за изготовление более примитивного, с тем самым вибрационным отделителем. Сделать самому картофелекопалку – значит дать волю своей творческой мысли и фантазии. С помощью такой конструкции урожай просеивается вдоль движения мини-трактора. Лемехом-ковшом картошка загребается в решетку, совершающую взад-вперед возвратно-поступательные движения. Для этого нужно подвес посадить на качающиеся шарниры.

Основой привода вибратора служит труба и эксцентрик, соединенный валом и шкивом. Соединение шкива с колесом возможно с помощью ременной передачи. Либо посредством углового редуктора его можно подсоединить к валу отбора мощности мотоблока. Позади устройства отгружается просеянный картофель. Либо по мере скапливания можно останавливаться и отгружать урожай в ящики, мешки или любую другую тару.

Все вышерассмотренные конструкции можно изготовить в сущности из барахла, которого хватает в изобилии в любом хозяйстве. Если возникнет необходимость купить какие-то недостающие детали – то это не очень сильно скажется на стоимости устройства, в особенности если сравнить цены на фабричные экземпляры.

Но обратите внимание! Картофелевыкапыватель, выполненный собственными руками, может нанести травмы. Поэтому соблюдение элементарных мер предосторожности при его использовании обязательно!

Картофелекопалка на мотоблок — что такое и как сделать своими руками?

Многим людям, работающим в поле, известно не понаслышке о нелегком и титаническом труде выращивания и сбора собственного урожая картофеля. Для этих целей наши предки использовали лопату. Разумеется, в наши дни уже практически никто не выполняет эту работу ручным способом. Для облегчения уборки урожая картофеля человечеством было создано специальное изобретение – картофелекопалка для мотоблока.

Виды картофелекопалок

Картофелекопалки используют на рыхлых и средне уплотненных грунтах. Агрегаты для копки картофеля различаются:

  • размерами;
  • особенностями конструкции;
  • шириной рабочей полосы;
  • требованиями к очистке поля от сорняков;
  • способами очистки клубней от земли.

Своими руками мастера делают картофелекопалки нескольких видов. Наиболее популярны веерные и грохотные агрегаты. Более опытные мастера делают транспортерные и барабанные копалки для картофеля.

Картофельные ряды на полях, обрабатываемые с помощью тракторов и мотоблоков, должны быть ровными. Между рядами оставляют достаточно места для движения колес сельскохозяйственных машин.

Общая информация о механизме

Картофелекопалка представляет собой специальное прицепное устройство для мотоблока или мини-трактора, которое позволяет отделить клубни от грунта и произвести их отвал на поверхность. После остаётся лишь собрать клубни в подходящую тару. Картофельный бизнес будет успешно развиваться с таким устройством благодаря механизации.

Механизм заводского изготовления стоит крайне дорого. На рынке есть дешёвые китайские изделия, но их качество отличается в худшую сторону. Имеет смысл заняться изготовлением приспособления самостоятельно. Для этого следует отличать типы картофелекопалок, выделяющиеся в зависимости от принципа работы приспособлений.

Типы устройства:

  • стрельчатый;
  • грохотный или вибрационный;
  • транспортёрный.

Стрельчатая картофелекопалка отличается простой конструкцией и легко подходит для любого мини-трактора. Движимые части в устройстве отсутствуют, что упрощает изготовление. Копалка подрезает грунт ножом. Далее земля попадает на стальные прутья, откуда ссыпается виз. Плоды картофеля задерживаются прутьями и падают поверх грунта в чистом виде.

Подобное устройство эффективно только на мягкой и сухой почве. Влажный грунт будет подрезаться комками, что не позволит отделить от него картофель. Для этого потребуются дополнительные усилия. Простота конструкции не должна подкупать фермеров северных регионов — устройство попросту не будет работать. Однако самодельная картофелекопалка для мини-трактора стрельчатого типа делается быстро, даже без чертежей — это весомое преимущество.

Механизм вибрационного типа (его ещё называют грохотным) состоит из лемеха, ствола и привода. Это производительное устройство, но сложное в изготовлении. Движущиеся детали добавляют проблем при сборке. Принцип действия:

  1. Лемех подрывает землю вместе с плодами.
  2. Материал попадает на стол из прутьев, где земля разрыхляется и просыпается вниз сквозь сито.
  3. С противоположной стороны поверх земли ссыпаются клубни.

Вибрационный стол усложняет конструкцию, но позволяет работать на твёрдом и влажном грунте. Благодаря вибрации комки земли разбиваются, а плоды становятся относительно чистыми.

Установка с транспортёром позволяет работать на любом типе мотоблока или мини-трактора. Конструкция похожа на грохотную копалку, но сразу за лемехом стоит транспортёр. Его назначение — поддержать клубни на платформе для их лучшей очистки от налипшей земли. Устройство практичнее вибрационной копалки и подходит для любых типов земли. На мягкой сыпучей почве применять копалку с транспортёром нецелесообразно.

Выбор конструкции необходимо делать в зависимости от типа почвы, на которой предстоит работать. Правило простое: чем легче почва, тем проще нужен картофелекопатель. Можно изготовить и транспортёр, но он не пригодится на сухом песке. Это будут лишние затраты. Однако, если необходимо изготовить картофелекопалку к мини-трактору своими руками, чертежи и размеры следует подбирать так, чтобы механизм гармонично подходил к тяговому устройству.

Как сделать самодельную картофелекопалку для мотоблока

Прежде, чем приступить к изготовлению картофелекопалки для мотоблока, следует определиться, какой именно вид копалки вы хотите иметь в своем хозяйстве. Это во многом зависит от плотности почвы, так как, например, простая стрельчатая копалка легко справится с легкими почвами. При почве с плотной структурой простая копалка вам мало чем поможет – здесь более уместна конструкция с транспортерным механизмом.

Сделать простую картофелекопалку достаточно легко – для этого не требуются особые знания и умения.

Чертеж веерной картофелекопалки для мотоблока

Сошку для стрельчатого типа можно вырезать из старой лопаты, а в качестве направляющих стержней используются зубья от вил или арматура.

Самый эффективный лемех для картофелекопалки имеет форму «ласточкиного хвоста», называемого также «активный дельфин».

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы сделать мотоблочный картофелекопатель вибрационного типа, потребуется немного больше времени и умения, а также специальные инструменты и оборудование.

Итак, нам в распоряжение нужно:

  • аппарат для сварки;
  • угловая шлифовальная машина (болгарка);
  • электродрель и сверла по металлу;
  • набор ключей;
  • кувалда (тяжелый молоток);
  • уровень, штангенциркуль, угольник,

Когда все будет в наличии, можно приступать к изготовлению агрегата.

Потребуются следующие материалы:

  • металлический профиль П-образный (швеллер №8);
  • сталь листовая толщиной около 8 мм;
  • стальные или железные прутья 10 мм в сечении;
  • железный уголок (металлопрокат);
  • металлическая труба для стоек;
  • крепежные элементы – пластины и стальные болты с гайками №10;
  • роликовая цепь;
  • колеса – металлические или на резиновом ходу.

Изготовление и сборка картофелекопалки

В конструкцию вибрационного картофелекопателя для мотоблока входят:

  • рама-основа;
  • лемех для вскапывания;
  • подвесная система;
  • тяга регулировки;
  • грунтозацепы или колеса.

В статье «Грунтозацепы для мотоблока своими руками» можно узнать об изготовлении грунтозацепов для мотоблока.

Сборку мотоблочного агрегата начнем с изготовления отдельных составляющих.

  1. Рама сваривается из железного швеллера №8 и уголка 63×40 мм. Длина рамы должна быть приблизительно 120 см.

  1. Один швеллер привариваем на расстоянии одной трети от начала рамы, а второй – приблизительно на расстоянии 1/6 от переднего края. Швеллеры послужат основанием для крепления регулятивной части копалки.

  1. К боковым краям рамы с обеих сторон вертикально к земле привариваем на расстоянии друг от друга 10 см металлические стойки разной длины, начиная от 50 см (далее – 40, 30 и т.д.). К этим стойкам будет приварено основание для прутьев решетки.

  1. К коротким стойкам с обеих сторон рамы наварите остатки швеллера. В итоге вы должны получить два жестких треугольника, на которые будет крепиться лемех.

  1. Вырезаем из листового металла пластину нужной длины шириной приблизительно 30 мм и привариваем один ее конец к любому из полученных треугольников. Даем остыть, затем изгибаем ее при помощи кувалды и прикручиваем ко второму треугольнику на болтах.

Для того чтобы согнуть металлическую пластину, предварительно разогрейте ее с помощью газовой горелки. Для придания жесткости после того, как добились нужной формы, закалите изделие.

  1. Для изготовления лемеха подойдут металлические пластины, старый плуг или разрезанный вдоль кусок трубы диаметром 200 мм. Изгибаем по типу плуга и делаем округлую заточку детали, чтоб при работе не резать клубни картофеля. Крепим лемех к кожуху элеватора на четырех болтах, надежно затянув гайки.

  1. Нарезаем арматуру на прутья необходимой длины так, чтобы один конец можно было приварить к металлической пластине, а другой свободно выступал за пределы рамы мотоблочной копалки. Привариваем прутья к металлической пластине, оставляя второй конец свободным, на расстоянии 4-5 см друг от друга. На боковые стороны элеватора поверх прутьев можно наварить полосы из листового металла, чтобы клубни не вываливались по бокам.
  2. Свободные концы арматуры навариваются на металлическую скобу, изготовленную из полосы металла или трубы небольшого сечения. Скоба для подвижности укрепляется на конце рамы с помощью шарниров.

  1. При желании элеватор можно заменить очистительным барабаном. Он изготавливается в форме полуцилиндра из металлических полос и арматуры.

  1. Устанавливаем редукционный узел, который позволит изменять наклон элеватора и угол наклона лемеха. Редукционный блок крепится к стержню ползунка на подшипниках.

  1. Крепим с помощью звездочек стержень соединяющего моста. Навариваем на него с обоих концов металлические диски и крепим колеса.
  2. Крепят картофелекопалку к мотоблокам разных типов аналогично креплению другой техники.

Какой бы тип копалки вы ни выбрали, в любом случае самодельные картофелекопалки для мотоблока существенно облегчают земледельческий труд и при этом помогают значительно сэкономить на приобретении копалки промышленного производства.

Изделие своими руками для культиватора

Стрельчатый тип картофелекопалки — это простое навесное оборудование для культиватора на мотоблок. Чтобы изготовить его не потребуется искать специализированные материалы, да и чертежи вычерчивать тоже не нужно.

Понадобятся:

  1. Сошка. Вырезается из старой лопаты.
  2. Прутья. Применяют арматуру или используют зубья от вил.

У хорошего хозяина даже старые инструменты, которые вышли из строя, получают вторую жизнь.

Соединить культиватор и мотоблок. Подвижные узлы в конструкции отсутствуют. Поломки исключены. Разве что некачественная сварка может дать о себе знать.

Обратите внимание! Самодельное устройство может привести к травме. Поэтому следует надёжно закреплять узлы. Особе внимание уделите движущимся частям. При эксплуатации соблюдайте меры предосторожности!

Чтобы самодельная картофелекопалка для мотоблока воплотилась в жизнь потребуется:

  1. Немного материала, который есть в каждой деревне.
  2. Инструменты.
  3. Умелые руки.
  4. Немного терпения.

Чертежи есть, а значит результат не заставит себя ждать. Копать картофель при помощи механического приспособления будет легче со своей копалкой.

Грохотная картофелекопалка

Этот агрегат для копки картофеля также называют вибрационной картофелекопалкой, копалкой-трясучкой. Грохотная картофелекопалка состоит из трех частей — ножа, движущейся решетки с механизмами, обеспечивающими ее вибрацию, и металлического каркаса (рамы).

Картофелекопалка изготавливается в течение нескольких часов, работа требует опыта и навыка работы с сельхозтехникой. Для изготовления агрегата понадобятся:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • дрель, сверла по металлу;
  • металлический профиль со стороной квадрата 2,5 см;
  • стальной лист толщиной 3-5 мм;
  • проволока стальная диаметром 8 мм (или арматура не рифленая того же диаметра);
  • колеса;
  • болты, шарниры, рычаги, эксцентрик, мерная лента, расходные материалы.

Также понадобится линейка и карандаш для разметки. Порядок работы при изготовлении грохотной картофелекопалки:

  • отмеряют и нарезают металлический профиль для рамы (каркаса);
  • сваривают каркас;
  • в нижней части каркаса приваривают стойки для колес;
  • внутри каркаса приваривают держатели для шарниров, на которые будет подвешиваться грохот;
  • приваривают к каркасу кронштейны для установки редуктора и механизмов, которые будут создавать в агрегате возвратно-поступательные движения (вибрацию);
  • из металлических прутьев сваривают короб-просеиватель (грохот);
  • грохот на шарнирах подвешивают внутри каркаса;
  • на кронштейны крепят редуктор, другое оборудование для создания вибрации, соединяют их с грохотом. При работе вращение вала мотоблока передается через механизмы (рычаг и шатун) на грохот, колебания создают вращение эксцентрика;
  • из стального листа вырезается и изгибается до нужной формы нож картофелекопалки;
  • нож-лемех на шарнирах крепится к нижней части рамы и грохоту;
  • на агрегат надевают и закрепляют колеса.

Лемех-нож для гравитационной картофелекопалки делают разной формы. Он может быть согнутым и заостренным, выпуклым и вогнутым. Копка картофеля происходит следующим образом:

  • Лемех заглубляется в грунт и срезает его вместе с клубнями.
  • Нож постоянно колеблется в соответствии с колебаниями грохота, срезает грунт с картофелем и немного подкидывает клубни вверх, в грохот. Грохот совершает вибрационные, возвратно-поступательные движения в раме.
  • Очищенные клубни скатываются с решетки и падают на пашню за картофелекопалкой (или сбоку от полосы, в зависимости от конструкции агрегата).

Вибрационная картофелекопалка используется для уборки картофеля на больших площадях. Этот агрегат имеет ряд достоинств:

  • Захват полосы составляет 38-40 см.
  • Глубина проникновения ножа в почву — 20-25 см.
  • Потеря урожая составляет, в зависимости от сорта картофеля и сыпучести грунта, от 2 до 10%.
  • Вибрационная картофелекопалка имеет и ряд недостатков. Они обусловлены особенностями конструкции.
  • Вибрации грохота-просеивателя передаются на рычаги управления мотоблоком, что делает длительную работу утомительной.

При копке участок нужно полностью очищать от сорняков и картофельной ботвы. В противном случае трава и ботва будут набиваться под решетку грохота и в крепления колес.

В улучшенных картофелекопалках грохотного типа вибрацию гасят, устанавливая два эксцентрика вместо одного.

Оцените статью
Добавить комментарий