История деревянного зодчества

История деревянного зодчества

Отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы православной культурой.

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.


Рис. 1. Деревянный дом Русского Севера конца XIX века

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к концу XIX века (рис. 1). В отличие от крестьянского жилья или памятников деревянного храмового зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, за исключением случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем состоянии. Сведения о более ранних периодах формирования жилища мы черпаем из археологических материалов, картин знаменитых художников или исторических рукописей.

Мастерство древних “рубленников” поражает наших современников. Деревянные дома собирали из “клетей” (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотницких приемов. Крестьянские постройки или целые ансамбли боярских и княжеских хором сочетали в себе монументальность срубов и легкие каркасные пристройки, а также летние помещения с сакраментальной и живописной внутренней и наружной отделкой.

В районах, богатых лесными массивами, для жилья использовали преимущественно хвойные породы, реже лиственные, среди которых особым почетом пользовался дуб. Срубные постройки вкапывали в землю, а сверху крышу засыпали грунтом. Отапливали такие помещения печками-каменками или глинобитными очагами “по черному”, дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать большое число бревен и максимально сократить потери тепла. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи, их вырубали на полбревна вверх и вниз в смежных бревнах. Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название – волоковые. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Со временем такие окна стали закрывать слюдой и только в XVIII-XIX веках для этой цели стали применять стекло. Так появились “красные” окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. Полы в таких домах преимущественно были глиняными. Но если под полом устраивали хранилище для зерна, то его перекрывали бревнами, щели между которыми замазывали глиной.

Со временем все чаще стали появляться наземные постройки, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. В регионах с долгими снежными зимами дома старались поднять как можно выше над землей, что защищало сруб от влаги и давало дополнительную площадь для хранения припасов и содержания домашнего скота.

С течением времени строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов. К простейшим типам построек можно отнести четырехстенки. Для пристройки двора или хозяйственных помещений делали выпуски бревен, к которым прирубались сараи, амбары и т.д. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей. Наиболее распространенными были пятистенки – усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. Таким образом получали две части дома: большую жилую с печью, хорошо освещенную, и меньшую – сени, соединяющие жилье с хозяйственной частью. Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. Шестистенки разделялись двумя стенами в разных направлениях, образуя четыре самостоятельных помещения. Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка.

Фундаменты под деревянные здания не ставили, а нижние венцы клали прямо на землю. Под углы и середину стен клали большие камни или ставили “стулья” из толстых дубовых бревен. Для стульев подбирали комлевую древесину лиственницы или дуба, стойкость против загнивания которых достаточна высока. Чтобы повысить эту стойкость, древесину обжигали на костре или промазывали дегтем. Среди большого разнообразия приемов наибольшее распространение получили врубки “в лапу”, “в чашу”, “в ус” и “ласточкин хвост”, которые с успехом используются до настоящего времени. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. Нужно отметить, что наши предки действовали топором виртуозно. При помощи этого универсального инструмента выполняли практически все работы: от рубки леса до резных элементов, украшающих фасады. Секрет такой популярности топора прост. Дело в том, что еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому, несмотря на то, что пила на Руси была известна давно, пользовались ею редко.


Рис. 2. Дом с двускатной самцовой конструкцией:
1 – самцы; 2 – шелом; 3 – причелина; 4 – слеги; 5 – поток; 6 – курица

Оригинальной была методика возведения крыши, конструкция которой зависела от задуманной формы. Славянские народности использовали конструкцию крыши “на сохах” – деревянных столбах, установленных в углах здания. Одной из древнейших методик возведения крыши являлась самцовая двускатная конструкция, суть которой заключалась в том, что бревна фронтонов укорачивались по мере приближения к коньку (рис. 2). Завершалась такая крыша треугольником, вырубленным из бревна. Кровля настилалась по слегам, врубленным в концы самцов и представляющим собой обрешетку. Такую конструкцию крыши и по сей день применяют на Севере нашей Родины. Архитектура самцовой крыши не ограничивалась треугольной формой. Меняя длину самцов, получали крышу в виде башни, которая получила название “бочки” (рис. 3).


Рис. 3. Крыша “Бочка”

Если самцы устанавливали с четырех сторон дома, получали крестовую “бочку”. При строительстве храмов и замков крестовая “бочка” совершенствовалась, принимая форму луковицы, венцом которой был крест, шест или другое деревянное украшение. Такие конструкции крыши применяли вплоть до конца XIX века, когда доминировать стала стропильная конструкция, сохранившаяся до наших дней без существенных изменений. Со временем форма шатровой крыши усложнялась, принимая четырех-, шести- и восьмиугольную форму.

Издавна на Руси дома крыли гонтом, бедные семьи для кровли использовали солому. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и особенно часто из ели. Правильно изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровельного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков и длиной 60 см. Кололи гонт в радиальном направлении. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части толщиной 2 см. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали каплевидной формы толщиной около 1 см. Специальным инструментом – гонтовым стругом – вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

Рубленые дома успешно конкурировали с каменными на протяжении многих столетий. Но в первой половине прошлого века разруха, вызванная гражданской войной, поставила перед строителями задачу: найти более дешевую альтернативу. И в Ленинграде освоили производство сборно-разборных щитовых деревянных домов по образцу изделий Швеции и Финляндии. Дешевизна и сжатые сроки строительства таких домов привлекли немало поклонников, а сами дома называли “финскими”. Популярными сборно-разборные конструкции были после второй мировой войны, когда потребовалось обеспечить население дешевым и быстростроящимся жильем. К разработке проектов были привлечены лучшие архитекторы, в результате чего был создан альбом комплексных проектов дешевого сельского строительства. Многие из домов, построенные по этим проектам, сохранились и до наших дней предоставив кров нескольким поколениям россиян.

Издревле на Руси деревянные дома украшали резьбой, превращая дома в настоящее произведение искусства Технологичность обработки древесины способствовала появлению целой плеяды знаменитых резчиков, среди которых особенно славились мастера русского Севера, Урала, Сибири и Поволжья. Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках сочеталась с росписью, подчеркивая индивидуальность каждого дома. Мотивами резьбы служили цветы, злаки, животные и птицы, среди которых особым уважением пользовался петух, как вестник восхода солнца. Основные украшения сосредотачивали на фронтонах, коньках, оконных наличниках и ставнях, резьбой украшали крыльцо. Резьба использовалась не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Столбы трапезных оснащали порезками в виде жгутов и “дынек”, подчеркивая красоту древесины и ее уникальные свойства. Искусство резчика передавалось из поколения в поколение и сохранило до наших дней традиции русской деревянной архитектуры.

XXI век поставил перед домостроителями совершенно новые задачи. Применение высокоэффективных строительных материалов и конструкций позволило воплотить на более высоком уровне традиционную для России архитектурно-строительную систему деревянного домостроения: из массивной древесины (со стенами из профилированного бруса и оцилиндрованных бревен); каркасное и панельное.

Наиболее перспективным считается каркасное домостроение, являющееся одной из самых гибких систем индивидуального строительства. Оно дает большие возможности для создания разнообразных архитектурно-планировочных решений, высокого эксплуатационного качества и ремонтопригодности. Немаловажным фактором, говорящим о преимуществах каркасного домостроения, является его дешевизна. К примеру, для соблюдения современных требований по теплосопротивлению (для условий Московского региона) наружная стена должна иметь толщину: при строительстве из бруса – 50 см, из кирпича -150 см, а из деревянного каркаса – всего 15 см. Последние исследования в области домостроения говорят, что применение каркасной технологии в качестве несущей конструкции, снижает себестоимость одного квадратного метра жилья на 40-50%. А экономика – наука упрямая, и экономически дешевое жилье становится все более перспективным.

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:

Деревянное зодчество

Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. Но если кирпичи из глины появились лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Читайте также:  Быстро и не затратно: как снять флизелиновые обои со стены

Как дерево для дома выбирали и как дома строили

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли “Северным краем”.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался “весь мир”. Лес заготовляли зимой, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение “помочанам” (“окладное угощение”). Такие угощения – отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями. Так при раскопках в Новгороде под срубами находят конские черепа, оставшиеся от таких жертвоприношений. После “окладного угощения” начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив, конек, устраивали новое, “коньковое” угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени – пир.

Как крышу на деревянный дом устраивали

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли “курицами” (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно – “поток”. В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок – “конек” (“князек”). Под ним укладывали толстую “коньковую слегу”, а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – “шеломом” или “черепом”. Впрочем, чаще бревно это называли “охлупнем” – то, что охватывает.

Самым же дорогим покрытием считался “тес” (доски). Само слово “тес” хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Весь фронтон избы важно именовали “челом” и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками – “причелинами”. А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской – “полотенцем”.

“Верхом” в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был “клетский” верх – простая двускатная крыша на клети. “Шатровым” верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был “кубоватый верх”, напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была “бочка” – двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и “крещатую бочку” – две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые – все это названо по завершению храма, по его верху.

Как деревянный дом отапливали

В глубокую старину избы были почти все “курные”, то есть отапливались “по-черному”, то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше – черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки – “воронцы”, препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие “волоковые окошки”, либо через “дымник” – деревянную трубу, обильно украшенную резьбой. Позже стали делать кирпичную трубу вверх, то есть “по белому”, появилась надобность устраивать потолки.

Чем строились дома

Как дом огораживали

Хоромы деревянные – боярские и царские

Храмы и часовни деревянные

В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу. Да и к храму часто пристраивались “прирубы” – более низкие пристройки. Так для пышных северорусских храмов характерна “двадцатистенка”. Здесь к основному восьмерику с четырех сторон пристраивались трехстенные прирубы. Интересно, что такие храмы-двадцатистенки в летописях назывались круглыми.

Как мосты и крепости деревянные строили

Все вопросы по строительству, отделке и дизайну интерьера деревянных домов задавайте по телефонам:

(бесплатно по России)

Участие в выставках

Online расчет стоимости дома

У вас есть готовая смета?
Вам уже посчитали дом?
ЗВОНИТЕ!
Мы сделаем дешевле!

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Краткая история и характеристика народного деревянного зодчества Русского Севера

Строительство из дерева было с древнейших времён широко распространено в лесных районах.

Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века. Считается, что на территорию современной Карелии навыки и традиции деревянного зодчества были привнесены, главным образом, новгородскими переселенцами, осуществившими мирную колонизацию части этих земель с ХI-ХII веков.

Характер народного зодчества, его особенности, интенсивность и направленность развития, зависели от целого ряда факторов и при многих общих чертах, в разных районах Карелии народная архитектура отличалась своеобразием и неповторимостью.

К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.

Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет. [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.

Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п…

Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера, Карелии. Это также самостоятельная обширная тема, с которой можно более детально ознакомиться по указанным выше библиографическим источникам.

Жилые крестьянские дома на территории современной Карелии к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть. Структура этих домов, системы блокировки жилья и хозяйственного двора так же не были одинаковы для всей Карелии. В настоящее время исследователями сделаны попытки провести картографирование по территории Карелии на различные периоды времени преобладавших в том или ином районе типов жилого дома, тех или иных его характерных элементов и конструкций. Так, только для Заонежья середины XIX в. было характерно почти преимущественное преобладание домов типа «кошель» и «глаголь». Но уже к началу XX в. многие из них были заменены на дома-комплексы «брус». Для различных районов Карелии было характерно не только отличие в типологии построек, но и значительное своеобразие деталей, элементов, декоративных мотивов. Знание этих отличий порой позволяет безошибочно соотнести ту или иную постройку с районом и этнической группой, к которым она принадлежит.

В настоящем разделе приведены только общие положения о развитии народной архитектуры, отмечено большое разнообразие существовавших традиционных архитектурно-строительных форм и приёмов. Представление об этом необходимо каждому реставратору, для того, чтобы при выполнении докомпоновок, замен, восстановлений но аналогам не допустить ошибок по идентификации тех или иных приёмов для конкретного памятника, и не создавать обобщённый нивелированный облик этих памятников. [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Детально материал по этому разделу предполагается сформировать и выпустить в виде отдельного методического пособия для Плотницкого Центра в ходе последующей планомерной работы.

В виде приложения к настоящему разделу приводится часть хронологической таблицы по культовым зданиям Карелии, разработанной В. П. Орфинским, и позволяющей достаточно объективно определять датировку и вероятный характер конструктивных решений для культовых зданий различного периода постройки. Использование этих данных также поможет избежать ошибок при проведении реставрации.

Рекомендуемая литература:

  1. М. Красовский. Курс истории Русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Петроград, 1916.
  2. Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. (библиотека музея «Кижи»).
  3. Орфинский В. П. Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера. // Архитектурное наследство, № 23, М.,1975.
  4. Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. // Архитектурное наследство, № 31, М., 1983.
  5. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  6. Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  7. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество (Культовая архитектура). М., 1986.
  8. Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.

// Школа плотника-реставратора
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Деревянное зодчество Древней Руси

Несомненно, архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. Однако на Руси долгое время воздвигались деревянные постройки, которые находили своё воплощение в языческих молельнях, крепостях, теремах и избах. Деревянными сооружениями русский человек выражал своё восприятие архитектурной красоты, наполняя их элементами окружающей природы.

Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но ее основой была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов – модулей при сооружении разных видов построек.

Деревянному архитектурному искусству была свойственна многоярусность строений, увенченных многочисленными башенками и теремами, а так же наличие разнообразных сеней, переходов и пристроек.

Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.

К сожалению, деревянные памятники архитектуры древней Руси не сохранились до наших дней, однако комплексы деревянных построек мы можем увидеть на старинных планах городов, древних иконах. В частности, редчайший документ XVII века, план Тихвинского монастыря, отражает полноту деревянного архитектурного искусства Древнего государства.

Читайте также:  Виды железобетона, их удельный вес и плотность в кг на 1 м3

Несомненно, деревянные сооружения и здания в Древней Руси явились комплексной экспозицией, сочетавшей в себе красоту и практическую пользу. Многочисленные приёмы строительного и художественного мастерства были реализованы в деревянном зодчестве в своей тысячелетней истории.

Самым популярным деревом для строительства считалась сосна, в силу своей лёгкости и стройности. Просмоленные лиственница и сосна образовывали стены изб и церквей, воздушная ель шла на кровлю. Наиболее значимые произведения архитектуры Древней Руси воздвигались из многовековых деревьев, множественно произраставших в «Северном крае».

Неудивительно, что деревянное зодчество Древней Руси берёт своё начало именно из северных районов государства, где выросло много поколений талантливых зодчих. Структура и содержательная характеристика дерева с точки зрения строительного материала, обусловливала неприступную форму построек.

Уникальность деревянного зодчества Руси проявлялось в минимализме орудий обработки строительного материала — в работе использовался только топор. Издавна известные пила и гвозди не находили своего применения, подвергая изделия порче и быстрому износу.

Сруб считался основой архитектурной постройки на Руси и представлял из себя скреплённый бревенчатый четырёхугольник. Преследуя цель утепления и долговечности здания, нижний венец устанавливали на каменную основу. Особенность зодчества Древней Руси проявлялась в общей системе строительства домов и церквей. По «Клетской» форме, как самой простой, воздвигались часовни и храмы.

Дома строились, соблюдая несколько принципов. Одни — проявляли компактность с целью сохранения большого количества тепла в суровых погодных условиях. Другие — поднимали высоко дом, обеспечивая здание воздушной подушкой и оберегая жилище от влаги, идущей от земли. Третьи — удлиняли козырёк крыши с тем, чтобы защититься от атмосферных осадков. Четвёртые — сохраняли свои хозяйственные отсеки под одной крышей и наделяли дом разнообразными переходами и коридорами для простоты прохождения из кухни в амбар иди подсобное помещение.

Кроме жилых построек, своеобразие деревянного зодчества Древней Руси выражалось в инженерных сооружениях: мостах, ветряных и водяных мельницах. Типы и размеры мельниц отличались, однако они всегда воздвигались на высоких, хорошо продуваемых площадях, например на вершине холма.

Расцвет деревянного зодчества на Руси приходится на XVII-XVIII вв. Архитектурные памятники данной эпохи несомненно можно отнести к своеобразному «русскому барокко». Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Величественным произведениями деревянного зодчества стал кижский ансамбль: двадцатидвухглавая Преображенская церковь, построенная в 1714 году и Покровская десятиглавая церковь, поднятые над рекой Онегой.

Архитектурные монументы деревянного строительства необычайно хрупкие элементы культурно-исторического наследия. Сотни памятников оказались в списке утрат по разным обстоятельствам: возгорания, недолговечность строительного материала, подтопления и др. Наконец, каменное зодчество вытеснило деревянное строительство на второй план.

Показательно, что результаты деревянного зодчества, которые были достигнуты за полтора века и привели к расцвету данного вида архитектурного искусства, не забыты. Сохранившиеся до наших дней памятники находятся под охраной государства, а в северных регионах нашей страны создаются школы по обучению основам архитектурного мастерства.

Деревянное зодчество

Памятники деревянного зодчества таят в себе много загадок. Как зодчим удавалось построить храм без единого гвоздя? Почему при многократно повторяющихся элементах не найдёшь двух одинаковых построек? Интересно поближе познакомиться с деревянными «жемчужинами» Древней Руси.


_

На Руси самым доступным материалом для строительства было дерево. Храмы, боярские терема, крестьянские избы – всё было деревянное. Это неудивительно, ведь лесные чащобы тянулись на много вёрст вокруг каждого селения. Удивительно другое: русские мастера при помощи одного топора создавали настоящие произведения искусства. Даже не создавали, а рубили. Поэтому дома называли срубами. А строители – «рубленниками» или «топорниками».

Деревянное зодчество зародилось в Древней Руси на Севере, богатом хвойными и лиственными лесами. В XV веке на берегах Онеги и Печоры появились деревянные церкви. Тогда же в Пскове и Новгороде были построены первые колокольни. Но самые удивительные памятники возводились в эпоху «русского барокко» в XVI-XVII вв. Они отличались сложной композицией и обилием архитектурных деталей. Мастера никогда не дублировали свои творения, каждая постройка обладала индивидуальностью. Поэтому можно говорить не просто о строительстве, а о настоящем творчестве.


_

«Топорники» с одинаковым уважением рубили крестьянскую избу для человека и храм – дом для Бога. Найти нужное дерево для постройки – целая наука. Лучше всего подходит трёхсотлетняя сосна, выросшая на сухой возвышенности. Отдавали предпочтение сосне-конде, которая в обхвате была не менее полуметра, а высотой до 20 метров. Сразу не рубили, а делали затеси – узкие полоски на стволе, по которым стекала смола. Мастера не торопились, на пять лет оставляли дерево спокойно расти и пропитываться смолой для прочности. Рубить дом из кондовой сосны – одно удовольствие.

Самая простая форма деревянных построек – клетская. Это два или три сруба, соединённых друг с другом общей крышей. Обычно в церкви было три таких клети-пристройки: храм, алтарь и трапезная. Традиционно украшала постройку затейливая резьба по дереву. Мастера не использовали железных гвоздей, считая, что от них дерево гниёт. Бревна в срубе связывали особым способом в форме квадрата, прямоугольника или шестигранника.

Древние постройки можно было разобрать, перевезти и собрать в другом месте. Уже в наше время по этому принципу наполнялись современные музеи деревянного зодчества. Самые интересные экспонаты свозились из разных уголков страны в экспозиции под открытым небом. Например, на остров Кижи в Карелии, в Малые Корелы под Архангельском, в этнографическую слободу в Костроме.


_

Деревянные храмы, сохранившиеся до наших дней, радуют глаз своим неповторимым обликом. Так в Костромском музее можно увидеть Церковь Собора Пресвятой Богородицы из галичского села Холм – один из старейших памятников деревянного зодчества в Центральной России, срубленный ещё в 1552 году. Этот храм изначально венчал купол в форме шатра, позднее было пристроено пятиглавие. Век спустя шатровые церкви запретит Никон, считая их бесовскими. Но зодчие продолжат бесстрашно их возводить.

Пример русского барокко – многоярусная церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году на острове Кижи. Поражает её высота – 37 метров. Храм венчают 22 главы разной формы и размера. Предполагают, что церковь возведена в честь победной Полтавской битвы. Чтобы передать торжественность события, была выбрана необычная форма сруба – восьмигранник.

В селе Кушерка Онежского района есть необычная Воскресенская церковь, которую возвели в 1669 году. Это образец кубоватого храма. Такая форма кровли, напоминающая четырёхгранную луковицу, была распространена на берегах Белого моря.

Дерево – хрупкий и недолговечный материал. Нам повезло, что ещё не все памятники деревянного зодчества сгорели в пожарах или сгнили от старости. Погрузитесь в очарование древней архитектуры, пока это возможно.

Этнодвор «Музей русской печи»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник». Такие заповедники мы называем этнодворами.

«Музей русской печи» – комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки.

Русское деревянное зодчество.

Церковь Воскресения. 1776 год

Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. 17 век

Часовня Успения Богородицы. 18 век

Дом Сергеевой из деревни Липовицы. Конец 19 начало 20 века

Дом Ошевнева – фрагмент веранды. 1876 год Деревня Ошевнево
Один из наиболее распространенных в заонежье домов-комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.

Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век Деревня Еглово
Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом

Дом Сергина. 1884 год Деревня Мунозеро

Часовня Петра и Павла. 17-18 века Деревня Насоновщина
Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России.
Часовня Знамения Богородицы (фрагмент). 18 век Деревня Корба

Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
Кижский погост. 17 век

Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома

Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век Кострома

Церковь Спаса из села Фоминское. Фрагмент. 18 век Кострома

Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.
Фрагмент деревенского дома. Музей деревянного зодчества. Кострома

Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни. 1687-1689 год
Ростов. Ярославская область
Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд сколько об этой небольшой рубленной церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из Ростовского озера по реке Ишни в готовом виде и встала. Где стоит сейчас

Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век Кострома

Колодец с воротом. Деревня Боросвиль

Спасо-Преображенская церковь – фрагмент. 18 век
Суздаль, музей деревянного зодчества

Церковь Воскресения. 1776 год
Суздаль, музей деревянного зодчества

Церковь Покрова Божьей Матери. 17 век Кижи

Церковь Николы из села Глотово. 1766 год Суздальский кремль
Привезена в Суздаль в 1960 году как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства – срублена топором с приминением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком). Скромная клетская церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом

Ветряная мельница. 19 век
Кострома, Музей деревянного зодчества

Воскресенская церковь. 1776 год.
Суздаль, Музей деревянного зодчества

Суздальский Музей деревянного зодчества

Спасо-Преображенский храм Кижи
Многоглавая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в самый разгар Северной войны, на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма

Читайте также:  Вентиляционная шахта: устройство и виды вытяжных систем, конструкция каналов на крыше, утепление вентшахт

Преображенская церковь из села Спас-Вежи
Ипатьевский монастырь. Кострома

источник
Фотографы: Белкин А. Фетисов О.В. Фетисов Р.О.

Утащено отсюда, спасибо -KRASOTA-

Деревянные балки на перекрытия для большого пролета

Возможность безопорного перекрытия больших площадей значительно расширяет архитектурные возможности при проектировании дома. Положительное решение балочного вопроса позволяет «играть» с объёмом комнат, устанавливать панорамные окна, строить большие залы. Но если перекрыть «деревом» расстояние в 3-4 метра не трудно, то, какие балки использовать на пролете 5 м и более – это уже сложный вопрос.

Деревянные балки перекрытия – размеры и нагрузки

Сделали деревянное перекрытие в брусовом доме, а пол трясётся, прогибается, появился эффект «батута»; хотим делать деревянные балки перекрытия 7 метров; нужно перекрыть комнату длиной в 6, 8 метров так, чтобы не опирать лаги на промежуточные опоры; какой должна быть балка перекрытия на пролет 6 метров, дом из бруса; как быть, если хочется сделать свободную планировку – такие вопросы часто задаются форумчанами.

У меня дом примерно 10х10 метров. На перекрытие я «кинул» деревянные лаги, их длина – 5 метров, сечение – 200х50. Расстояние между лагами – 60 см. В процессе эксплуатации перекрытия выяснилось, что когда дети бегают в одной комнате, а ты стоишь в другой, то по полу идёт достаточно сильная вибрация.

И подобный случай далеко не единственный.

Не могу понять, какие балки для межэтажных перекрытий нужны. У меня дом 12х12 метров, 2-х этажный. Первый этаж сложен из газобетона, второй этаж мансардный, деревянный, перекрыт брусом 6000х150х200мм, уложенным через каждые 80 см. Лаги положены на двутавр, который опирается на столб, установленный посередине первого этажа. Когда хожу по второму этажу, то чувствую тряску.

Балки на длинные пролеты должны выдерживать большие нагрузки, поэтому, чтобы возвести прочное и надёжное деревянное перекрытие с большим пролётом, их нужно тщательно рассчитать. В первую очередь, необходимо понять, какую нагрузку сможет выдержать деревянная лага того или иного сечения. И потом продумать, определив нагрузку для балки перекрытия, какие надо будет делать черновое и финишное покрытие пола; чем будет подшиваться потолок; будет ли этаж полноценным жилым помещением или нежилым чердаком над гаражом.

Чтобы рассчитать нагрузку на балки перекрытия, нужно сложить:

  1. Нагрузку от собственного веса всех конструкционных элементов перекрытия. Сюда входит вес балок, утеплителя, крепежа, покрытия пола, потолок и т.д.
  2. Эксплуатационную нагрузку. Эксплуатационная нагрузка может быть постоянной и временной.

Поэтому при расчёте эксплуатационной нагрузки необходимо продумать всё – вплоть до того, какую мебель планируется ставить, и есть ли вероятность в будущем установки спортивного тренажёра, который тоже весит далеко не один килограмм.

За нагрузку, действующую на деревянные балки перекрытия большой длины, принимаются следующие значения (для чердачных и межэтажных перекрытий):

  • Чердачное перекрытие – 150 кг/кв.м. Где (по СНиП 2.01.07-85), с учётом коэффициента запаса – 50 кг/кв.м – это нагрузка от собственного веса перекрытия, а 100 кг/кв.м – нормативная нагрузка.
  • Для междуэтажных перекрытий и перекрытий мансардного этажа общая нагрузка берётся из расчёта 350-400 кг/кв.м.

Перекрытия досками 200 на 50 и другие ходовые размеры

Вот какие балки на пролете 4 метра допускаются нормативами.

Чаще всего при строительстве деревянных перекрытий используются доски и брус так называемых ходовых размеров: 50х150, 50х200, 100х150 и т.д. Такие балки удовлетворяют нормам (после расчёта), если планируется перекрывать проём не более четырех метров.

Для перекрытия длиной в 6 и более метров размеры 50х150, 50х200, 100х150 уже не подходят.

Деревянная балка более 6 метров: тонкости

На балку перекрытия действует распределённая и сосредоточенная нагрузка. Поэтому деревянные балки для больших пролетов проектируются не «впритык», а с запасом по прочности и допустимому прогибу. Это обеспечивает нормальную и безопасную эксплуатацию перекрытия.

Для расчёта нагрузки, которую выдержит перекрытие, надо обладать соответствующими знаниями. Чтобы не углубляться в формулы сопромата (а при строительстве гаража это точно избыточно), обычному застройщику достаточно воспользоваться онлайн-калькуляторами по расчёту деревянных однопролётных балок.

Самостройщик чаще всего не является профессиональным проектировщиком. Всё, что он хочет знать, – это какие балки нужно смонтировать в перекрытии, чтобы оно отвечало основным требованиям про прочности и надёжности. Это и позволяют высчитать онлайн-калькуляторы.

Пользоваться такими калькуляторам просто. Чтобы сделать расчеты необходимые значения, достаточно ввести размеры лаг и длину пролёта, которые они должны перекрыть.

Также для упрощения задачи можно применить готовые таблицы, представленные гуру нашего форума с ником Roracotta.

Я потратил несколько вечеров, чтобы сделать таблицы, которые будут понятны даже начинающему строителю:

Таблица 1. В ней представлены данные, которые отвечают минимальным требованиям по нагрузке для полов второго этажа – 147кг/кв.м.

Таблица 2. Здесь приведены данные по усреднённой нагрузке для полов первого и второго этажей – 293 кг/кв.м.

Таблица 3. Здесь приведены данные под расчётную увеличенную нагрузку в 365 кг/кв.м.

Как высчитать расстояние между двутавровыми балками

Если внимательно ознакомится с представленными выше таблицами, то становится понятно, что с увеличением длины пролёта, в первую очередь, необходимо делать увеличение высоты лаги, а не её ширины.

Менять жёсткость и прочность лаг в сторону увеличения можно, увеличив её высоту и сделав «полки». То есть – делается деревянная двутавровая балка.

Самостоятельное изготовление деревянной клееной балки

Одно из решений для перекрытия пролётов большой длины – это использование в перекрытиях деревянной балки. Рассмотрим пролет 6 метров – какие балки смогут выдержать большую нагрузку.

По виду поперечного сечения длинная балка может быть:

  • прямоугольной;
  • двутавровой;
  • коробчатой.

Среди самостройщиков нет единого мнения, какое сечение лучше. Если не брать в расчёт покупные изделия (двутавры заводского изготовления), то на первое место выходит простота изготовления в «полевых условиях», без использования дорогостоящего оборудования и оснастки.

Если посмотреть на поперечный срез любого металлического двутавра, то видно, что от 85% до 90% массы металла сосредоточено в «полках». На связующую стенку приходится не более 10-15% металла. Это сделано на основе расчёта.

Какую доску использовать для балок

По сопромату: чем больше сечение «полок» и чем дальше они разнесены друг от друга по высоте, тем большие нагрузки выдержит двутавр. Для самостройщика оптимальная технология изготовления двутавра – это простая коробчатая конструкция, где верхняя и нижняя «полки» сделаны из доски, положенной плашмя. (50х150мм, а боковые стенки изготовлены из фанеры толщиной 8-12 мм и высотой от 350 до 400 мм (определяется расчётом) и т.д.).

Фанера к полкам прибивается гвоздями или прикручивается саморезами (только не чёрными, они не работают на срез) и обязательно сажается на клей.

Если установить такой двутавр на шестиметровый пролет с шагом 60 см, то она выдержит большую нагрузку. Дополнительно двутавровая балка для потолка в 6 метров может быть проложена утеплителем.

Также, используя подобный принцип, можно соединить две длинных доски, собрав их в «пакет», и затем поставить их друг на друга на ребро (взять доски в 150х50 или 200х50), в итоге сечение балки составит 300х100 или 400х100 мм. Доски сажаются на клей и стягиваются шпильками или сажаются на глухари/шканты. К боковым поверхностям такой балки также можно прикрутить или прибить фанеру, предварительно смазав её клеем.

Также интересен опыт форумчанина под ником Тарас174, который решил самостоятельно изготовить клееную двутавровую балку, чтобы перекрыть пролёт в 8 метров.

Для этого форумчанин приобрёл листы ОСП толщиной 12 мм, нарезал их по длине на пять равных частей. Затем купил доску 150х50 мм, длиной 8 метров. Фрезой «ласточкин хвост» выбрал посередине доски паз глубиной 12 мм и шириной 14 мм – так, чтобы получилась трапеция с расширением книзу. ОСП в пазы Тарас174 вклеивал при помощи полиэфирной смолы (эпоксидки), предварительно «пристрелив» степлером к торцу плиты полоску стекловолокна шириной 5 мм. Это, по мнению форумчанина, усилило бы конструкцию. Для ускорения просушки склеенный участок прогревали обогревателем.

На первой балке я тренировался «набивал руку». Вторую сделал за 1 рабочий день. По стоимости, с учётом всех материалов, включаю цельную доску в 8 метров, стоимость балки составляет 2000 руб. за 1 шт.

Несмотря на положительный опыт, подобный «самострой» не избежал нескольких критических замечаний, высказанных нашими экспертами. А именно:

  1. Недопустимо использовать в клееных конструкциях свежеспиленную и непросушенную доску, т.к. невозможно предугадать, как поведёт себя такая балка в долгосрочной перспективе.
  2. Нельзя использовать в качестве клея эпоксидную смолу.

Эпоксидные смолы имеют слабую адгезию к древесине. Также уходит много времени, пока они затвердеют. Несущие конструкции клеятся на меламине, резорцине или полиуретане. Эти клеи не только не горят, но и являются термореактивными. Т.е., чем выше температура, тем крепче становится соединение.

  1. Фрезеровка паза под установку ОСП. Балки заводского изготовления фрезеруются так, что паз получается зауженным книзу – т.н. клин. Лист ОСП вклеивается в «полку» в натяг. Это увеличивает плотность прилегания плиты и дерева.
  2. Нетехнологичность работ, что приводит как к увеличению времени на изготовление одной балки, так и её конечной себестоимости.

Для изготовления балки не нужно использовать стеклоткань, прогревать клеевой шов. Всё просто: фрезеруем паз, наносим меламиновый клей, вставляем в паз ОСП, зажимаем струбциной и забиваем под 45 градусов гвоздь. Отступаем на 20 см и повторяем операцию. Гвоздь выполняет функцию временного фиксатора. На всё про всё уходит 2 часа. А через шесть часов балку можно уже устанавливать.

Несмотря на отступление от традиционной технологии, двутавровая балка, изготовленная форумчанином, подверглась серьёзному испытанию на прочность клеевого шва и выдержала его.

Вот испытание, которому подверглись деревянные балки перекрытия 7 метров:

Я закрепил концы балки на двух опорах на семи метровом расстоянии и нагрузил её грузом общей массой более полутонны. Было слышно, как сначала потрескивает шов, но потом звук прекратился. Балка (от горизонтали) прогнулась всего на 20-24 мм.

В реальных условиях одна балка не подвергнется такой сосредоточенной в одном месте нагрузке, поэтому самостоятельный опыт изготовления двутавра можно признать удачным. По мнению форумчанина, это оптимальный вариант, чтобы перекрыть расстояние более 6 метров и сделать свободную планировку в доме. Тем более, что, не смотря на «металлическую прочность» такой конструкции, поднять и смонтировать ее можно и одному человеку.

На FORUMHOUSE вы сможете узнать, в каких случаях и как можно сделать металлические балки перекрытия для пролета 4 метра и 6 метров, и в чем особенности стальной конструкции.

Оцените статью
Добавить комментарий