Гравировка по стеклу

Гравировка на стекле

Вид гравировкиВремяСтоимость
Лазерная5-20 минутОт 400 руб.
Ручная5-50 минутОт 500 руб.

Гравировка на стекле различными способами

Не секрет, что качество и состав стекла может кардинально отличаться от предмета к предмету. Один и тот же метод гравирования на натуральном хрустале и бюджетном стекле может выглядеть совершенно по разному. Именно поэтому мы применяем не один, а несколько разных способов нанесения, в зависимости от качества вашего стекла и особенностей изделия.

В нашей студии функционируют станки-граверы: лазерный, алмазный, а также работают специалисты, осуществляющие художественную роспись стекла вручную.

Лазерная гравировка стекла

Самый распространенный способ нанесения, позволяющий перенести изображение, текст, графический символ любой сложности. Выполняется она двумя техниками на выбор:

  1. методом вырезания (изображение прорезается вглубь, образуя рельеф);
  2. методом выжигания (изображение наносится на поверхность, не меняя фактуры).

Таким способом мы вырезаем и выжигаем узоры, логотипы, витиеватые тексты, многослойные изображения. При этом соблюдается переход толщины, глубины, прорисовываются тончайшие линии. По желанию заказчика, углубления можно наполнить серебряным или золотым пигментом.

Лазерный луч достигает самых труднодоступных мест изделий из стекла, им можно работать на различных формах и фактурах. Это могут быть:

  1. награды, призы, кубки;
  2. посуда, фужеры, бокалы, стаканы;
  3. бутылки вина, виски и другого алкоголя;
  4. автомобильные зеркала.

Для подарочных бутылок у нас есть необычное решение – гибкие металлизированные таблички , устанавливающиеся на бутылку. На такую полукруглую табличку можно нанести текст, цветное изображение и логотип.

Лазерная гравировка на стекле выполняется за считанные минуты, при заказчике.
Мы честно подходим к своей работе и настоятельно советуем использовать для лазера натуральное и качественное стекло, так как на нем она открывается наиболее четко, естественным белым цветом. Многие современные изделия из стекла имеют ненатуральные, посторонние включения, неоднородную структуру и состав, известный только их производителям. На таком стекле надпись может не быть четкой, микроповреждения внутри стекла могут проявляться под воздействием лазерного луча в виде мелкого крошения. В случае, если стекло явно не натуральное, мы советуем делать ручную гравировку, контролируемую мастером.

Алмазная гравировка стекла

Выполняется механическим способом, при котором специальный алмазный стержень вырезает верхний слой стекла. Это великолепный способ нанести рельефную надпись, текст, изображение или логотип на прямой предмет. Желаемые символы задаются компьютерной программой, там же устанавливается глубина и ширина линий. Цвет символов получается светлым и отчетливым. Время выполнения механической гравировки – 10 – 20 минут.
Таким способом можно наносить на:

  • ровные поверхности кубков, стеклянных медалей и призов;
  • бизнес-сувениры, атрибутику;
  • ровные грани бутылок, стаканов, пепельниц, посуды;
  • автомобильные зеркала и т.д.

Ручная гравировка стекла

Это деликатный способ нанесения, который полностью контролируется мастером. Любители ручной работы и индивидуального подхода по достоинству оценят классические и старинные шрифты, изящные узоры, витиеватые монограммы и другие прелести ручной росписи по стеклу. Цвет такого текста бывает светлым, ярко выделяющимся на поверхности. При желании углубления можно заполнить пигментом. Самые популярные цвета – серебристый и золотистый. Наши мастера выполняют гравировку прямо на месте, при вас. По времени ручная гравировка занимает не больше лазерной – 5-10 минут.

Гравировка на стекле

Хрупкое стекло боится многих видов обработки. Однако нашим мастерам под силу до неузнаваемости изменить этот материал. Лазерная гравировка на стекле не меняет исходной прочности, она безопасна для предмета, будь то огромное настенное зеркало или небольшой памятный сувенир.

Лазер точно и бережно проходит по линиям заранее выбранного рисунка, и на предмете за несколько минут появляется изысканное изображение. Сфер применения гравировки на стекле множество что делает ее популярной в Москве. С ее помощью наносятся лаконичные памятные надписи, девизы и мена победителей на призы и кубки.

Мы на заказ сделаем гравировку на стекле двери, на зеркальных и прозрачных элементах шкафов или комнатных перегородках.

Под действием лазера грани полученного изображения сглажены и не представляют опасности для человека. Луч легко работает вблизи поверхности и в глубине, создавая эффектные рельефные или вдавленные линии. Такая объемная гравировка стекол невозможна без применения специального лазерного оборудования, программного обеспечения и работы опытных специалистов

Лазерная гравировка на стекле

Гравировка на стекле имеет ряд преимуществ в сравнении с другими технологиями. Это быстрый и долговечный способ нанесения изображения любой сложности на бокалы и стаканы, вазы, фужеры, бутылки и другую стеклянную продукцию а так же предметов из хрусталя. Самое главное, она не требует зажима изделия, так как нет физического контакта с гравируемым объектом.

Лазерная гравировка стекла позволяет воспроизвести все, что можно вывести на экран компьютера: текст, фотографии, художественные работы, разнообразные рисунки и узоры. Этот процесс пользуется большой популярностью при создании детальных художественных работ.

Гравировка наносится как на плоской поверхности, так и на цилиндрической. Таким образом, можно гравировать изделия по всей окружности, придавая им неповторимый вид! хрустальное

3D гравировка внутри стекла

3х мерное изображение внутри стеклянного предмета, будь то декоративное изделие или стеклянная посуда, всегда придает не только уникальность, но и особый шарм, делая окружающие предметы из стекла диковинными и богатыми. Выгравированное в стекле, любое изображение или текст исполненное в 3D всегда приковывает взгляды.

Цены на лазерную гравировку на стекле

МатериалЦена при тираже (руб./см2)
1-30 шт.31-100 шт.101-500 шт.от 501 шт.от 1001 шт.
Стекло на плоскости15 руб.12 руб.11 руб.9 руб.Цена договорная
Стекло по окружности22,5 руб.18 руб.16,5 руб.13,5 руб.Цена договорная
*Цены указаны без учета стоимости материала за 1 см2. Глубина гравировки в 1-2 прохода
Дополнительные услугиВремя изготовления единичного заказа без подготовительных работ
Стаканот 500 руб.до 9 минут
Бутылкаот 500 руб. / дорогая бутылка – 10% от стоимостидо 9 минут
Другие изделияот 500 руб.до 9 минут
Нанесение логотипаот 500 руб.до 9 минут
Чернение гравировки+ 15%
Доработка макетаот 500 руб.
Персонализация+ 25%

Хотите получить эксклюзивное предложение?

Позвоните нашим менеджерам, и мы сделаем для Вас индивидуальную цену!

По всем вопросам звоните: +7 (495) 972-71-35

Гравировка по дереву: разновидности и их особенности

Гравировка по дереву — одно из древнейших народных ремесел. Русь издавна славилась своими лесами, поэтому древние ремесленники никогда не испытывали недостатка в материалах. Чаще всего для работы выбирали мягкие, податливые породы дерева. Однако, настоящие умельцы прекрасно справлялись и с твердыми породами (ель, береза, дуб). Гравировка по разным материалам (стекло, дерево, металл) — искусство, популярное у многих народов мира. Например, на Кавказе и в Дагестане до сих пор живы старые традиции гравировки, или чеканки, по металлу.

  • От древности к современности
  • Ручная гравировка по дереву
  • Лазерный гравер по дереву
  • Популярные сюжеты для работ

Изготовление затейливо украшенных изделий из дерева — исконно славянская традиция. В наше время у граверов появилось много других материалов, например, ПВХ и ДСП. Тем не менее дерево тоже не сдает своих позиций. Деревянную посуду и кухонную утварь, украшенную причудливой гравировкой, можно встретить на ярмарках народных ремесел, на тематических выставках в центрах народного творчества. Подрастающее поколение тоже активно обучается древнему ремеслу в творческих кружках. В основном гравировкой по дереву увлекаются мальчики, но и девочки в таких кружках и студиях — не редкость. Гравировка может стать интересным хобби для человека любого пола и возраста.

От древности к современности

Древняя Русь славится своим деревянным зодчеством. Когда-то камень как строительный материал был в большом дефиците. Из камня возводили только храмы и царские палаты в столице (отсюда выражение — «Москва Белокаменная»). Деревянные избы, в которых жили простые крестьяне, были сплошь деревянными. Бояре и дворяне тоже жили в деревянных теремах. В те времена любое жилище имело сакральное значение. К строительству деревянного дома подходили очень ответственно. Искусные резчики по дереву украшали затейливой гравировкой:

  • Треугольные фронтоны изб, напоминающие фризы античных храмов.
  • Наличники — декоративные детали, используемые для украшения оконных рам.
  • Входные и межкомнатные двери.
  • Мебель в интерьере терема или избы: кровати, детские люльки, столы.
  • Деревянные решетки, которые ставились на окна для защиты от разбойников и грабителей.
  • «Коньки» покатых крыш.

В таком русле гравировка по дереву развивалась вплоть до восемнадцатого века. Начиная с эпохи Петра Первого, резная мебель, украшенная затейливой гравировкой, входит в моду в высшем свете. В сюжетах гравюр появляются европейские мотивы. Теперь мебель в богатых домах украшается искусно вырезанными сюжетами на тему античной мифологии, появляется древнегреческий и так называемый «готический» орнамент.

Большую популярность приобретает гравировка на карельской березе, так как этот материал отличается мягкостью, податливостью и благородным цветом. В наше время резная мебель по-прежнему в моде. Однако, сфера деятельности граверов по дереву заметно расширилась. Современные мастера работают не только с деревом, но и с материалами искусственного происхождения, а гравировка выполняется не только по памяти или по заданному орнаменту, но и по фотографиям. Порой создается полная иллюзия того, что на поверхность дерева нанесено черно-белое фото. Это достигается при помощи современного оборудования.

Ручная гравировка по дереву

Несмотря на то что научно-технический прогресс не стоит на месте, в России по-прежнему есть много мастеров, предпочитающих работать «по старинке», в технике ручной гравировки по дереву. Как правило, это искусство передается из поколение в поколение: существуют целые династии граверов. Сторонники ручной гравировки (без помощи специального оборудования) считают, что такое ремесло стоит гораздо ближе к истокам, чем работа при помощи специальных гравировальных станков. Для того чтобы овладеть этой интересной, но трудоемкой техникой, начинающему граверу понадобится:

  • Набор штихелей. Немецкое слово «штихель» означает заостренный стержень с деревянной ручкой. Этих стержней должно быть несколько. И все разной длины и толщины. Использование при работе разных штихелей помогает проводить на поверхности древесины линии разной глубины. Можно сделать штихели самостоятельно, выточив на токарном станке деревянные ручки и вставив в них железные стержни. Но проще и удобнее приобрести их в специализированном магазине или заказать по интернету.
  • А также начинающему мастеру понадобится пуансон (от французского слова «пуан» — «точка»). Пуансон — это специальное приспособление для нанесения прерывистых пунктирных линий.
  • Для того чтобы рабочая поверхность была хорошо освещена со всех ракурсов, понадобится лампа с линзой, наподобие тех ламп, которыми пользуются ювелиры и часовщики.
  • И, наконец, для того чтобы зафиксировать работу в строго горизонтальном положении на поверхности рабочего стола, понадобится двухсторонний скотч для ремонтных работ или плоская подушка, сшитая из нескользящей ткани.

Лазерный гравер по дереву

Сторонники современных методов работы обычно используют лазерный гравер по дереву. Он работает примерно по тому же принципу, что и всем известные детские приборы для выжигания, которые пользовались большой популярностью в советское время. Единственная принципиальная разница состоит в том, что линия наносится не при помощи накаленного стержня, а при помощи лазерного светового луча. При помощи специальной компьютерной программы мастер задает основные параметры:

  • Глубина линии;
  • Насыщенность цвета;
  • Длина и ширина линии;
  • Место ее расположения.

Далее лазерный гравер включается и автоматически реагирует на запрос пользователя. В результате на поверхности дерева получается линия, имеющая желаемые свойства.

По сравнению с фрезерным гравером, лазерный гравер издает гораздо меньше шума. Однако, многие опытные мастера отмечают, что при работе с ПВХ лазерный гравер издает неприятный, «химический» запах, напоминающий запах жженой резины. Эксперты предупреждают, что использовать лазерный гравер при работе с ПВХ категорически запрещается, так как при контакте лазерного луча с синтетическим материалом в воздух выделяются токсические вещества. Эти вещества опасны для здоровья и могут вызвать отравление. Поэтому если мастер намерен заниматься линогравюрой (гравюрой на ПВХ), следует отдать предпочтение фрезерному граверу.

Популярные сюжеты для работ

У каждого гравера «со стажем» — свои профессиональные секреты и свои излюбленные сюжеты для работ. Как показывает практика, наибольшей популярностью пользуются изделия из дерева, украшенные следующими сюжетами:

  • Абстракция — геометрический и стилизованный растительный орнамент;
  • Стилизованные изображения животных, птиц и мифических существ, например, драконов или грифонов в восточном стиле;
  • Копии с фотографий (с портретов, пейзажей и натюрмортов);
  • Копии с репродукций известных произведений живописи и графики;
  • Жанровые сценки (например, сценки из деревенской жизни).

Тем, кто только начинает осваивать мастерство гравера по дереву, лучше всего начинать с простейших, ритмично повторяющихся орнаментов. Они очень эффектно смотрятся на деревянной посуде, детской мебели, разделочных досках, полочках под иконы. Жанровые сценки хороши для украшения разделочных досок, для изготовления декоративных панно. И круглых настенных тарелок. А изготовление подарочных фотопортретов в технике гравировки по дереву или ПВХ может стать неплохим источником дополнительного заработка.

Гравировка по дереву — довольно трудоемкое ремесло, на овладение которым придется потратить много времени и сил. Однако, благодаря использованию современного оборудования овладеть этим редким видом рукоделия может любой человек, который хотя бы немного разбирается в технике, имеет хорошее зрение и обладает художественным вкусом. Главное — начинать обучение от простого к сложному, и тогда успех не заставит себя ждать. Деревянные изделия, украшенные гравировкой, пользуются большим спросом у любителей эксклюзивной авторской продукции.

Читайте также:  Домик на даче из лиан

Лазерная гравировка по окрашенной фанере или дереву. ВИДЕОинструкция

Гравер, называемый по-другому мини-дрелью, дремелем, прямошлифовальной машинкой или бормашиной – это многофункциональный инструмент. С его помощью не только наносят гравировку, но и сверлят, шлифуют и выполняют другие операции по обработке разных материалов, например, дерева, металла, стекла, камня.

Устройство широко используют как в быту, так и в различных отраслях промышленности, в ювелирном деле, при создании рекламной и сувенирной продукции. Все многообразие функциональных возможностей оборудования связано с тем, что существуют различные насадки для гравера.

Какие насадки на гравер используются для работы по дереву, металлу, камню

Насадки для часто выполняемых видов работ поставляются в комплекте вместе с инструментом. Фрезы для более специфических операций требуется покупать отдельно. Чтобы правильно и производительно работать дремелем, добиваясь при этом высокого качества обработки деталей, необходимо знать существующие разновидности оснастки, а также для каких работ применяют каждый вид.

Классификация насадок

Существует большое количество разновидностей оснастки для работы с мини-дрелью. Широкий ассортимент на рынке позволяет подобрать насадки по дереву и многим другим материалам, с которыми способно работать гравировальное оборудование. Также отдельные мастера делают их самостоятельно.

Конструктивно насадки (боры) состоят из двух частей;

  • хвостовой, зажимаемой в патроне инструмента(диаметр от 0,8 до 8 мм);
  • рабочей, которой обрабатываются материалы.

Оснастка классифицируется по двум основным критериям:

  • по виду материала, из которого они изготовлены;
  • по области использования (назначению).

По типу обрабатываемого материала

По материалу фрезы для гравера бывают следующих типов.

  1. Из твердых сплавов (твердосплавные) с маленькими и крупными рабочими частями. Насечка на них бывает разного типа. Предназначены для первоначальной либо промежуточной обработки разных по твердости заготовок.
  2. Стальные с алмазным напылением, применяемые для проведения основных рабочих операций с различными материалами.
  3. Держатели дисков, которые можно оснастить войлочными, отрезными, резиновыми кругами в зависимости от свойств обрабатываемой детали и характера выполняемых работ.
  4. Резиновые с добавлением корунда, используемые при обработке металлических заготовок.
  5. Абразивные, которые используются для выполнения работ по камню, металлу, стеклу, керамике.
  6. Войлочные, предназначенные для полировки деревянных поверхностей.

Есть также комбинированные боры, у которых хвостовик стальной, а рабочая часть твердосплавная. Область их применения соответствует материалу головки.

Твердосплавная оснастка является качественной, долговечной и относится к ряду дорогих расходных материалов для дремелей. Форма наконечников определяет особенности ее применения.

С помощью таких боров-пик хорошо обрабатывать кость, пластик, делать трассировку (обозначать контуры рисунка).

Алмазные насадки тоже отличаются качественностью, даже если комплект, в состав которого они входят, относится к разряду дешевых расходников.

На рынке можно встретить набор борфрез, все элементы которого промаркированы каким-либо цветом – он указывает уровень заточки. Помеченные черным – это наиболее производительные боры, а острота зеленых или синих уже похуже. Промаркированные желтым цветом насадки – это оптимальный выбор при выполнении финишной обработки заготовок.

По назначению

Пользоваться гравером с насадками можно не только для гравировки, но и для выполнения других рабочих операций. Разделение расходников, используемых при эксплуатации прямошлифовальных машин, представлено в таблице ниже.

Выполняемые работыПрименяемые насадки
гравированиеподходят рассмотренные выше разновидности
сверлениевыполняется с помощью стальных или твердосплавных сверл
полированиекруги из фетра, хлопка, войлока, наждачной бумаги, кожи, а также специальные приспособления (держатели), которые можно самостоятельно обматывать (например, фетром)
шлифованиешлифовальные камни (различной формы и из разного материала) и круги (из наждачной бумаги), кольца алмазные, резиновые цилиндры
шпунтованиеборы с шарообразной рабочей частью
резкаотрезные диски
фрезерованиефрезы
очистка поверхностей (например, от ржавчины, окалины)проволочные (стальные), нитяные, тканевые щетки
конечная обработка отверстий или полостейалмазные шарошки
создание пазовконусообразные боры

Расходники из каждой группы могут использоваться при обработке различных материалов. При этом оснастка для фрезеровки применяется в основном профессионалами.

Дремели, на которых установлен гибкий вал, оснащаются любыми видами расходников, подходящими под патрон инструмента по диаметру.

Обзор наиболее популярных насадок для работы по дереву и металлу

Древесина принадлежит к числу наиболее часто обрабатываемых при гравировании материалов наряду со стеклом, металлом, камнем.

Дремели часто используют при выполнении резьбы по дереву, сверления в нем миниатюрных отверстий, нанесения изображений на поверхности данного материала, шлифовки, а также создания небольших пазов или шпунтов.

Поэтому популярными разновидностями насадок для работы по дереву являются:

  • фрезы по дереву;
  • сверла;
  • круги для резки;
  • полировальные, шлифовальные круги и цилиндры;
  • шарообразные и конусообразные боры;
  • алмазные и твердосплавные насадки разных форм;
  • войлочные шарошки.

Существуют также специфические разновидности фрез по дереву, но они используются даже специалистами очень редко. Приобретать расходные материалы, чтобы обрабатывать древесину разных пород с помощью прямошлифовальной машины, рекомендуется набором. Таким образом, все, что может понадобиться при выполнении рабочих манипуляций, будет собрано сразу в одном кейсе.

Обзор профессиональных насадок для гравера

Профессиональный инструмент составляет отдельную (качественную и дорогую) категорию оборудования, которое способно выдерживать без отрицательных последствий значительные эксплуатационные нагрузки. Такие устройства принято оснащать соответствующими расходниками.

Профессионалы качественно обрабатывают мельчайшие детали заготовок. Поэтому им требуется такое большое разнообразие расходников при выполнении работы.

Специалисты, занимающиеся гравированием различных материалов профессионально, рекомендуют приобретать наборы насадок от известных брендов, таких как «Дремель» либо «Декстер». Значительная стоимость изделий этих фирм полностью оправдана тем, что их продукция отличается надежностью, высоким качеством и долговечностью.

Применение борфрезы по дереву, металлу и прочим материалам производства данных компаний повышает точность обработки заготовок.

Дополнительные приспособления

Для облегчения работы с мини-дрелью требуются различные элементы. Некоторые из них обычно входят в комплект. К таким можно отнести гибкий вал с рукоятью и насадку-ограничитель. Гибкий вал с рукоятью нужен для облегчения работы при обработке мелких деталей. Он подключается к самому граверу, и работа происходит уже не самим прибором, который весит порядка одного килограмма, а рукоятью, подключенной через вал. Она проще и удобнее, а ее вес составляет всего 200-300 грамм.

Насадка-ограничитель служит для выравнивания глухого фона. Это часть снимаемого материала, имеющая один уровень. Насадка надевается на сам гравер, затем выставляется нужная глубина фрезерования. Данное положение фиксируется болтом и можно приступать к работе.

Некоторые приспособления могут не входить в комплект, их придется покупать самостоятельно или же делать самому. Таким приспособлением, к примеру, является штатив. С помощью него гравер подвешивается, а работа происходит ручкой с насадками через гибкий вал. Это необходимо, так как, если гравер просто положить на стол, то от вибраций он будет перемещаться по нему, тем самым мешая работе, или просто упадет, что может привести к его поломке.

Резьба по дереву гравером уроки для начинающих

Резьба по дереву — очень древнее и почтенное искусство, передававшееся по наследству. Ассортимент инструментов мастера-резчика может достигать нескольких сотен видов различных ножей, резцов, стамесок, штихелей и т.д. Но применение ручного электроинструмента позволяет не только заменить большую часть всего этого на один, но и увеличить скорость обработки материала.

Таким чудо-устройством в наши дни является бормашина для резьбы по дереву. Ее еще называют мини-дрелью или ручным гравером. Благодаря ей обучиться столь сложному делу гораздо легче. Но и здесь есть множество тонкостей и нюансов. Одним из них является сложность выбора самого инструмента.

Выбор гравера

При покупке первой бормашины следует придерживаться правила золотой середины. То есть, не нужно гнаться за ценой и покупать заведомо проблемный инструмент. Да и покупка самого дорогого не принесет особого вклада в умение, а денег при этом будет потрачено изрядно. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо следовать следующим критериям:

  • Для первого инструмента цена комплекта составит порядка 3-6 тысяч рублей.
  • Мощность инструмента, как правило, от 35 до 300 Вт. При этом желательно брать гравер мощностью не менее 100 Вт.
  • Оборотистость инструмента – от 3500 до 35000 оборотов в минуту. Электромотор должен иметь возможность их регулировки для обработки различных пород древесины.

Популярные сюжеты для работ

У каждого гравера «со стажем» — свои профессиональные секреты и свои излюбленные сюжеты для работ. Как показывает практика, наибольшей популярностью пользуются изделия из дерева, украшенные следующими сюжетами:

  • Абстракция — геометрический и стилизованный растительный орнамент;
  • Стилизованные изображения животных, птиц и мифических существ, например, драконов или грифонов в восточном стиле;
  • Копии с фотографий (с портретов, пейзажей и натюрмортов);
  • Копии с репродукций известных произведений живописи и графики;
  • Жанровые сценки (например, сценки из деревенской жизни).

Тем, кто только начинает осваивать мастерство гравера по дереву, лучше всего начинать с простейших, ритмично повторяющихся орнаментов. Они очень эффектно смотрятся на деревянной посуде, детской мебели, разделочных досках, полочках под иконы. Жанровые сценки хороши для украшения разделочных досок, для изготовления декоративных панно. И круглых настенных тарелок. А изготовление подарочных фотопортретов в технике гравировки по дереву или ПВХ может стать неплохим источником дополнительного заработка.

Гравировка по дереву — довольно трудоемкое ремесло, на овладение которым придется потратить много времени и сил. Однако, благодаря использованию современного оборудования овладеть этим редким видом рукоделия может любой человек, который хотя бы немного разбирается в технике, имеет хорошее зрение и обладает художественным вкусом. Главное — начинать обучение от простого к сложному, и тогда успех не заставит себя ждать. Деревянные изделия, украшенные гравировкой, пользуются большим спросом у любителей эксклюзивной авторской продукции.

Создание рельефа

При работе с более сложным рисунком, имеющим множество уровней и элементов рельефа, необходимо, прежде всего, правильно выбрать материал. Для этого подойдут породы, древесина которых не имеет ярко выраженных грубых волокон. К таким, к примеру, относятся бук, ольха, липа, береза, осина. А вот дуб, сосна, лиственница имеют грубые волокна, и их обработка может быть сопряжена с некоторыми трудностями.

После того, как эскиз будущего изделия готов, его необходимо перенести на дерево. Эскиз можно перерисовать вручную или воспользоваться калькой. Далее резьба бормашиной по дереву осуществляется в несколько этапов:

  • Во-первых, с помощью тонких фрез задаются границы рисунка.
  • Во-вторых, если имеется глухой фон, то он убирается с помощью насадки-ограничителя.
  • В-третьих, выборка большого объема древесины при большой глубине рельефа осуществляется крупнозернистыми насадками.
  • В-четвертых, сначала прорезаются более крупные элементы, затем более мелкие и делается детализация крупных.
  • В-пятых, после того как резьба бормашиной по дереву окончена, необходимо с помощью мелкозернистой наждачной бумаги устранить следы фрез и мелкие дефекты, а нулевкой довести все до гладкости.

Меры предосторожности и обустройство рабочего пространства

Перед первым запуском прибора необходимо внимательно изучить инструкцию. Для того чтобы резьба бормашиной по дереву была комфортной, необходимо оборудовать рабочее место. Прежде всего, следует сделать вытяжку. В качестве этого можно использовать обычный пылесос. Вытяжка необходима, так как мелкая древесная пыль попадает в легкие, что может привести к проблемам со здоровьем.

Если оборудование вытяжки невозможно, то можно защитить дыхательные пути медицинской маской или марлевой повязкой, но это не очень удобно, особенно при продолжительной работе. Также не следует забывать про защиту глаз. Лучше использовать строительные или столярные защитные очки.

Выбор оборудования

К главным характеристикам бормашины относятся: мощность двигателя, максимальное число оборотов и крутящий момент. Оборудование для резки по дереву может быть мощным, способным выдерживать большие нагрузки, или миниатюрным, работающим длительное время с высоким числом оборотов. В зависимости от производимых работ применяются оба типа инструмента. Поэтому рекомендуется приобретение двух видов бормашин для резьбы по дереву с различными характеристиками.

Мощную бормашину можно сделать своими руками. Для этого нужно взять электромотор от старой стиральной машины или любой мощный двигатель и через ременную передачу присоединить к нему рукав от бормашины. Рукав и наконечник при этом придётся покупать отдельно.

Для изготовления самодельного гравёра можно использовать дрель или шуруповёрт. Нужно приобрести гибкий вал, который устанавливается прямо на дрель, и наконечник для крепления инструмента. Использование гибкого вала помогает в выполнении мелких узоров, но при этом бормашинка теряет половину своей мощности. При работе бормашиной удобно использовать штатив. Он предназначен для того, чтобы вешать на него инструмент и гравировать наконечником с насадками через гибкий вал.

Выполнение резьбы с применением бормашины

Для резьбы по дереву гравёром лучше выбирать такие породы, как груша, ольха, липа, бук. Выбрав заготовку, нужно подготовить эскиз на бумаге. Ход обработки должен быть следующим:

  • Перенести эскиз на заготовку и заштриховать чёрным карандашом участки, которые надо выбирать.
  • Обвести маленьким бором со звездчатым сечением контур рисунка.
  • Выбрать фоновую часть большим бором и насадкой с ограничителем. Сначала нужно подобрать глубину выборки. Это можно сделать на каком-нибудь ненужном кусочке дерева.
  • Отшлифовать фон мелкой наждачной бумагой.
  • Прорезать мелкие элементы.
  • Отшлифовать всю поверхность и покрыть морилкой.
  • Мелкой наждачной бумагой очистить рисунок, морилка останется только в фоновой части.

Это примерный перечень работ для гравировки небольшого рисунка. Для выполнения более сложных изделий лучше поучиться у мастера или прослушать онлайн курс обучения резьбе по дереву.

Компактные ручные гравёры

Компактные бормашины или микромоторы отличаются тем, что у них нет гибкого вала. Мотор расположен в задней части машинки. Такие гравёры применяются для выполнения тонкой резьбы. Микромотор российского производства «ДПМ 25−2» удобен при тонких работах. Он снабжён медицинским наконечником и может использоваться с разнообразными насадками. К недостаткам можно отнести то, что медицинский наконечник не подходит для интенсивных нагрузок, и прибор может выполнять только лёгкие работы.

Читайте также:  Декоративная лепнина в оформлении фасада здания и внутренних помещений

Микромоторы не предназначены для тяжёлых работ. Они используются только с маленькими борами и фрезами. Применение больших боров уменьшает срок службы инструмента. При выходе из строя необходима замена двигателя, который не подлежит ремонту.

Для гравёрных работ по металлу часто используют инструмент Dremel. Его можно использовать с гибким валом. Для резьбы по металлу нужно использовать насадки с алмазной головкой.

Машинки технического назначения

Аппараты этого вида обладают значительной мощностью и могут использоваться в производственных целях для сверления, растачивания отверстий, зенковки и шлифовальных работ. Российский производитель выпускает безрукавные бормашины марки «Профиль», которые снабжены педалью. Это делает работу на них удобной. Патрон таких машин позволяет использовать насадки с диаметром хвостовика до 6,5 мм. Работает это оборудование только на низких оборотах.

Мощные бормашины технического назначения выпускает американская фирма Foredom SR. Это надёжный инструмент, работающий при высоких нагрузках.

Виды насадок

Большое разнообразие насадок для гравёра по дереву диктуется разнообразием выполняемых работ. В домашней мастерской чаще всего применяются насадки следующего типа:

  • абразивные диски;
  • щётки для грубой или чистовой обработки;
  • шарошки по дереву для полировки и шлифовки поверхности;
  • фрезы;
  • боры для бормашины с круглой головкой;
  • свёрла для сверления глухих или сквозных отверстий.

Гравёры часто комплектуются цанговыми патронами. Это не очень удобно, потому что при больших нагрузках хвостовик может проворачиваться. Можно использовать ключевые патроны, там инструмент надёжно зажимается кулачками.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

  • Геометрическая резьба.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

  • Контурная резьба.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

  • Заоваленная резьба

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

  • Барельефная резьба

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

  • Горельефная резьба

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

  • Резьба “татьянка”

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

  • Ажурная резьба

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения

Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.

Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.

В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода

Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.

Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи

В росписи преобладают красные и зелёные оттенки

Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

  • золотой;
  • красный;
  • чёрный.

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  1. В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
  2. Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
  3. Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
  4. Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
  5. Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью. Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
  6. Высушить заготовку в течение нескольких часов.
  7. Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.

Обработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Важно! Необходимо помнить, что рисунок при помощи кальки переносится в зеркальном отображении.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие.

Читайте также:  Детская кровать чердак: с рабочим местом, игровой зоной, диваном

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Какие краски подходят для художественной росписи по дереву

К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим.

Гуашь

В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть лёгкой в нанесении;
  • после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.

После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.

Гуашью можно выполнить петриковскую роспись по дереву

Акварель

Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.

Порядок работы следующий:

  1. Перенести рисунок на заготовку.
  2. Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
  3. Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.

Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:

  • мазки получаются лёгким и воздушными;
  • можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.

Готовую работу желательно покрыть лаком.

Роспись матрёшки акварелью

Акриловые краски

Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.

Совет! Готовую роспись не обязательно лакировать. Лак применяется только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если же она будет выполнять только декоративную функцию, достаточно того, что акрил создаёт на поверхности защитную плёнку.

Роспись подноса акрилом

Масляные краски

Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.

Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:

  • можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
  • медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
  • после высыхания состав практически невозможно удалить.

В магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по дереву

Анилиновые краски

Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.

Из основных достоинств выделим следующие:

  • яркая палитра оттенков;
  • работа с ними сложностей не вызовет;
  • их легко смешивать между собой.

Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.

Техника росписи имеет свои особенности:

  • нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
  • добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
  • при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.

Темперные краски

Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:

  • она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
  • узор не должен растрескиваться.

В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.

Фотопримеры художественной росписи по дереву

Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.

Гравировка по дереву

  1. Особенности ремесла
  2. Оборудование и инструменты
  3. Сюжеты для работ
  4. Как гравировать?
  5. Полезные советы

Гравировка по дереву — очень важное и весьма интересное занятие с огромными перспективами. Существует большое количество гравировальных станков для начинающих, машинок, аппаратов и других приспособлений. Но в целом основные приемы и стратегии гравировки по дереву своими руками примерно одинаковы, и их следует подробно изучить тем, кто планирует заниматься таким делом.

Особенности ремесла

Не стоит думать, что гравировка по дереву окажется проще, чем аналогичные манипуляции с металлом. В реальности все точно наоборот: это не менее тонкое и скрупулезное дело, хотя и требующее вроде бы меньших усилий со стороны операторов и их техники. Очень долгое время подобная работа выполнялась только вручную. Старая ручная гравировка на деревянных изделиях до сих пор заставляет восхищаться. Ее оценят даже люди, отличающиеся тонким художественным и эстетическим вкусом. Но сегодня гравирование с помощью механической аппаратуры позволяет выполнять даже еще более тонкие и сложные узоры, рисунки.

Точность и сложность выполняемых изображений заметно выросли за последние десятилетия. И этому, несомненно, помогло как раз появление специальных аппаратов. В зависимости от замысла, картинка может демонстрировать самые разные сюжеты и настроения, воплощать что угодно: в этом и заключается ее прелесть.

Станки последнего поколения способны создать на дереве:

  • точную копию фотоснимков;
  • маркировку;
  • разнообразные виньетки;
  • рельефы (включая и барельефы высокой сложности).

Оборудование и инструменты

Самое главное различие между отдельными гравировальными станками по древесине заключается в том, что они могут быть рассчитаны на домашнее либо промышленное использование. Это неизменно отражается на их размерах, мощности и производительности. Также отличаются, конечно, и функциональность, спектр выполняемых работ. Начинающий мастер, скорее всего, будет работать с упрощенной гравировочной техникой.

Но и ручные модели довольно сильно отличаются. Так, известны бормашины с различной скоростью кручения рабочей части и с разной величиной крутящего момента. Чего стоит избегать, так это моделей, в которых рабочая часть движется со скоростью от 30 тысяч оборотов за минуту. Все равно на практике такие модификации окажутся практически непригодными.

Еще стоит понимать, что аппараты, которые способны действовать на высоких оборотах и одновременно переносить значительные нагрузки, при современном уровне техники создать невозможно.

Потому придется выбирать либо одно, либо другое преимущество. Ручные приборы для манипуляций с деревом делятся на три основных типа:

  • верхний (имеет подвижную либо неподвижную схему);
  • кромочный (используется для манипуляций с кромками);
  • погружной (такие модели считаются самыми удобными, но с ними надо разбираться очень внимательно).

Ручная машинка в основном позволяет выполнять только самые простые манипуляции. Но в умелых руках и она становится отличным средством, потому пренебрегать такой техникой не следует. Надо лишь понимать, что для серьезных работ уже нужен настольный или даже напольный агрегат с ЧПУ. Его использование существенно расширяет эстетические возможности мастера, вдобавок обеспечивая непревзойденную производительность.

В набор хорошего мастера всегда входит как минимум 2 модели станков:

  • компактный, действующий на высоких скоростях;
  • мощный, с усиленным рабочим наконечником.

К каждой из этих версий могут поставляться специальные насадки и сверла. Качественная резка при использовании добротной аппаратуры проблем не вызывает. Очень важную роль играет хвостовик, при помощи которого рабочее приспособление удерживается в отведенном месте.

Опытные мастера стараются подобрать и разнородную общую оснастку, потому что именно ее возможности прямо влияют на эффективность работы.

Алмазными бурами пользуются преимущественно для доводки отверстий. Но поскольку такая функция может понадобиться решительно любому мастеру, на нее стоит обратить особое внимание. Среди бюджетной оснастки наиболее важны приспособления, сочетающие резину и абразив. Разница между конкретными моделями состоит в конфигурации рабочего наконечника. Необходимо понимать, что для профессиональной работы простой абразивной оснастки недостаточно. Здесь придется использовать более сложное оборудование.

Сюжеты для работ

Получение текста и простых рисунков путем резьбы по дереву очень привлекательно. Помимо технических моментов, важно и то, что именно наносить на поверхность. Гнаться за особой оригинальностью мотива не надо: ее следует проявлять в воплощении своего замысла. Очень хорошо во многих случаях смотрятся замысловатые абстрактные композиции. Можно выбирать не только типичные геометрические, но и искусственные растительные сюжеты. Впрочем, и самые обычные фигуры (круги, треугольники, ромбы и прочее), если продумать как следует применение, могут быть очень привлекательны. Неплохими решениями также будут:

  • портретные композиции;
  • стилизации реальных и мифических животных, растений;
  • натюрморты;
  • жанровые и тематические сценки.

Как гравировать?

С самого начала стоит учесть, что гнаться за особо сложными и дорогими аппаратами не стоит. В умелых руках даже техника и оснастка бюджетного класса демонстрируют буквально чудеса. Начинают работу всегда стоит с наиболее острых насадок. Другие можно применять лишь для финишной обработки. Разумеется, надо уточнять подробности и цветовую маркировку у конкретного производителя. Фрезерующая насадка на гравер обычно содержится в комплекте поставки. В идеале на замену ей по мере износа следует покупать изделие той же фирмы. Чтобы влиять на глубину гравировки, придется варьировать силу нажима. Остроту инструмента нужно проверять до начала работы.

Чтобы создать ювелирно изящный рисунок, используют разные насадки. Надо знакомиться с отзывами о них, описаниями и другими важными тонкостями. Ручная обработка всегда подразумевает строгую фиксацию заготовки с помощью специальной подушечки. В противном случае изделие будет проскальзывать, и выполнить работу как следует не выйдет. Максимальную точность переноса рисунков на поверхность обеспечивают трафареты. Их используют даже профессионалы, так что сомневаться не стоит.

Очень полезно изучать опыт других мастеров и знакомиться с их видеокурсами: так можно открыть для себя немало новых моментов.

Полезные советы

Начинающим граверам будет интересно сделать своими руками бормашину. За ее основу берут электродвигатель от стиральной машины или иной электромотор аналогичной мощности. Ремень для передачи импульса и наконечники в этом случае приобретают отдельно. Самодельный инструмент оборудуют штативом для удобства крепления насадок и манипуляций деталями. Конечно же, чтобы научиться гравировке по дереву, надо двигаться от простого к сложному, а также хотя бы несколько раз «набивать руку» на каждом виде работ определенной сложности.

Самой лучшей древесиной считается:

  • буковый;
  • ольховый;
  • липовый;
  • грушевый массив.

А вот гравировка на сосне или ясене не всегда получается правильной, и высокого качества рисунка на таком дереве добиться крайне сложно. Чтобы оформить фон на большой заготовке, надо применять насадку с ограничителем. Глубина прореза задается заблаговременно.

Чтобы не совершить ошибки в домашних условиях, надо приноровиться к действию конкретной машины на черновой заготовке. Полезно предусмотреть мощную подсветку для рабочей зоны.

Типичная последовательность манипуляций при получении простых изображений:

  • перенос трафарета на поверхность;
  • обводка по контуру звездообразной либо игольчатой фрезой;
  • обводка большим наконечником (с выборкой фона);
  • шлифование базовой поверхности мелким наждаком;
  • оформление небольших деталей;
  • полировка с помощью валика из войлока;
  • снятие морилки везде, кроме фона;
  • формирование основы за счет использования нейтральной краски.

Важно соблюдать и меры безопасности:

  • проверять прочность и устойчивость поверхности;
  • носить плотную спецодежду;
  • носить головные уборы и убирать волосы;
  • освещать рабочее место так, чтобы не падали тени;
  • поддерживать площадку в чистоте;
  • регулярно проверять исправность изоляции, заземление;
  • останавливать инструмент, лишенный вентиляционных систем, через 10 минут работы;
  • соблюдать меры пожарной защиты.
Оцените статью
Добавить комментарий